Вертолету президента разрешили посадку в Кремле

Теперь глава государства сможет покидать рабочее место на винтокрылой машине

В Кремле заработала вертолетная площадка, готовая в любой момент поднять в небо Президента РФ. На ней уже стоят «запряженные» «воздушные кони» марки Ми-8. Летать глава государства будет довольно часто — москвичи легко смогут увидеть его, вздымая головы к небу при звуке геликоптера. Кремлевские чиновники уверяют, что сама вертолетная площадка не повредит архитектуре, а полеты обойдутся недорого. Так ли это?

«МК» присмотрелся к «стоянке» и подсчитал, сколько стоит каждый воздушный вояж президента.

Теперь глава государства сможет покидать рабочее место на винтокрылой машине

О тренировочных стартах с новой вертолетной площадки, совершенных в конце февраля, «МК» написал первым. Но тогда официально в Кремле эту информацию не подтвердили. И вот наконец пресс-секретарь президента Дмитрий Песков объявил, что все готово и глава государства воспользуется геликоптером при первой возможности.

— Вертолеты здесь уже приземлялись, — говорят старожилы Администрации Президента. — В 1993 году, к примеру, во время октябрьского путча борт с Борисом Николаевичем Ельциным садился на Ивановской площади. Но «добро» на постоянный перелет геликоптеров через «зубцы» сразу было трудно получить. Кремль — это особо охраняемая ЮНЕСКО зона, памятник всемирного культурного наследия человечества.

Эксперты переживали, что посадка вертолетов вызовет вибрации, среагируют датчики, установленные на соборах, все это отразится на их сохранности и т.д. Потому изначально была идея сделать вертолетную площадку вне стен Кремля, но поблизости от него. В качестве примера приводили Германию — там вертодром канцлера располагается в огромном лесопарке поблизости от его резиденции. Площадка и комплекс главы государства соединены мостом (который снаружи не просматривается из-за высоких бортиков). Канцлер прилетает на вертолете, садится в парке и через 1,5 минуты на «Ауди» подъезжает к работе.

Но этот вариант решено было все же не использовать. В итоге нашли наиболее удобное место для «аэродрома» — в Тайницком саду. Он располагается фактически рядом с конюшнями для лошадей, выступающих летом в разводе конных караулов Президентского полка. Вертодром состоит из двух площадок, соединенных между собой. На одной из них будет все время стоять вертолет президента, а на вторую сможет приземляться, к примеру, председатель Правительства РФ (если захочет).

По словам Пескова, использование воздушной техники не нанесет ущерба историческим зданиям Кремля. Дескать, были сделаны все необходимые расчеты, которые это подтвердили. Сообщил пресс-секретарь главы государства и о марке вертолетов, которые будут преимущественно использоваться, — Ми-8. Кстати, эксперты одобряют выбор именно этой марки геликоптеров для перевозки первых лиц.

— Ми-8 не зря являются флагманами спецотряда «Россия» Управделами президента, — говорит генеральный директор частной вертолетной компании Алексей Акинин. — Это надежный серийный отечественный вертолет, который служит верой и правдой России больше 40 лет. И он единственный сейчас пользуется такой огромной популярностью, что, если вы захотите его заказать, ждать вам придется больше года. Такие очереди. Притом что стоит он недешево — порядка 4 миллионов долларов (цена зависит от комплектации и модификации). Главные преимущества Ми-8, которые сказались на выборе его для президента: большой просторный фюзеляж и два двигателя. В отличие от других вертолетов в Ми-8 можно входить в полный рост. На борту легко помещаются 8–10 человек. В салоне 2 дивана, на каждом из которых могут уютно расположиться 2–3 пассажира. Есть отдельное место для стюардессы. В Ми-8, в отличие от других подобных вертолетов, предусмотрен даже туалет. Два двигателя обеспечат безопасность в полетах над городом: если откажет один, то всегда можно будет долететь на втором. Плюс у него большая (свыше трех тонн) грузоподъемность, это значит, что можно использовать дополнительные баки для топлива и летать на более дальние расстояния.

Вертолету президента везде у нас дорога.

С помощью экспертов мы попробовали подсчитать, во сколько обойдется каждый полет президента из Ново-Огарева (резиденция располагается в 10 км от МКАД по Рублево-Успенскому шоссе) в Кремль. Керосин стоит порядка 30–35 рублей за литр, но вертолеты президента заправляют по более низкой цене, не дороже 25 рублей. Ми-8 расходует порядка 250 литров топлива в час (учитывается именно время полета), летает со скоростью 200 км в час. Итак, до Кремля чистого лету 10–15 минут, значит, уйдет примерно 60 литров керосина, и обойдется это всего в полторы тысячи рублей. Правда, в одну сторону. И все равно может быть даже выгоднее, чем проезд целого кортежа, не говоря уже о том, что вертолеты облегчат транспортную ситуацию. Впрочем, тот же Песков уверяет, что автомобили президента пробок и не создавали.

Схему и частоту полетов президентского «воздушного коня» разработали в службе безопасности главы государства, и они держатся в секрете. Поскольку частные воздушные перевозки внутри города запрещены, то сами транспортные воздушные линии никому из гражданских экспертов не известны.

— И все же Москва мало приспособлена для передвижения на вертолетах, — уверяют сотрудники НИИ градостроительства. — В столице исторически сложилась хаотичная застройка разной высоты. Подходящих для вертолетных площадок мест в центре города практически нет. Так что повсеместно чиновники использовать вертолеты вряд ли будут.

Насчет возможности полета Путина в Сочи эксперты ухмыляются: это заняло бы порядка 7 часов, что явно нецелесообразно. Так что скорее всего вертолетная эскадрилья будет отправлена в столицу Олимпиады заранее, а сам президент полетит туда на самолете.


Ева Меркачева

МЕЖДУ ТЕМ

Россия выбивается в мировые лидеры вертолетостроения

«Россия уверенно входит в тройку самых крупных в мире производителей вертолетов», — об этом в четверг на открытии в Москве шестой международной вертолетной выставки «HeliRussia-2013» заявил гендиректор госкорпорации «Ростех» Сергей Чемезов. Его поддержал и вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин, отметив, что «ничего более изящного, чем современный вертолет, инженерная мысль еще не придумала» и современной России удалось «не только полностью восстановить компетенцию страны в сфере вертолетостроения, но и укрепить ее».

Один из таких вертолетов как раз и был представлен на выставке «HeliRussia-2013». Это обновленный вертолет семейства Ми-8 — Ми-171а2, который позволит российским вертолетостроителям сохранить крепкие позиции в нише вертолетов средней грузоподъемности еще лет 15–20. Здесь же представлена и новая машина Ка-62. Обращаясь к ее создателям, глава «Ростеха» выразил надежду, что в этом году наконец закончатся ее испытательные полеты. «Ка-62 может совершить свой первый полет уже к концу лета 2013 года, когда состоится авиакосмический салон МАКС-2013. Уверен, что появление первого Ка-62 перед экспертами и международной публикой может стать хорошим украшением авиасалона».

Серьезные перспективы, считает Сергей Чемезов, есть и у нового вертолета Ми-38, который недавно установил мировой рекорд по высоте полета. Благодаря уникальным конструкторским решениям Ми-38 превосходит машины этого класса по грузоподъемности, пассажировместимости и основным летно-техническим характеристикам. Большой интерес к этой машине проявляют силовые ведомства.

Интересна силовикам и другая машина — модифицированный многоцелевой вертолет Ка-226Т, который необходим для нужд государственных, муниципальных структур и особо актуален в рамках развития программ санитарной авиации страны.

Побывав на стенде компании «Вертолеты России», вице-премьер Дмитрий Рогозин тут же предложил использовать Ка-226 в качестве реанимобилей на МКАДе и на загруженных трассах крупных городов, пообещав поднять этот вопрос на совещании с главой МЧС Владимиром Пучковым.

Вообще-то МЧС и без этого давно положило глаз на эти машины и даже подписало контракт на их поставку, сроки которого производителем были сорваны из-за проблем сертификации. По словам главы ОАО «Вертолеты России» Дмитрия Петрова, сейчас она идет полным ходом, завершится осенью 2013 года, после чего «в этом году планируется поставить МЧС России два вертолета Ка-226Т».


Ольга Божьева

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру