СБУ подозревает Россию в намерении угнать из Донецка паровоз

Раритетный локомотив сейчас находится в одном из музеев

Служба безопасности Украины подняла тревогу: культурное и историческое наследие «незалежной» в опасности: какие-то «нехорошие люди» собираются вывезти в Россию уникальный ретро-паровоз, находящийся в одном из музеев Донецка!

Раритетный локомотив сейчас находится в одном из музеев
Фото: parovozy.in.ua

Судя по недавнему сообщению пресс-службы украинских органов госбезопасности, у тамошних «чекистов» появились «разведданные», согласно которым некие «представители самопровозглашенной Донецкой народной республики», якобы намерены переправить через границу на российскую территорию ценнейший экспонат из Музея истории и развития Донецкой железной дороги – маневровый танк-паровоз серии «Мягкий знак» – «Ь-2062». Сообщается, что 16 октября этот исторический экспонат, который находился в музее, уже начали готовить к вывозу в Россию через пункт пропуска Успенка (Донецкая область).

Представитель СБУ Елена Гитлянская заявила, что данный паровой локомотив – это единственный в мире экземпляр маневренного бестендерного танк-паровоза такой серии, и он является неотъемлемой частью украинского культурного и исторического наследия. Служба безопасности Украины призывает мировое сообщество, и в частности, представителей ОБСЕ, которые находятся в пункте пропуска Успенка, помешать незаконному вывозу паровоза.

Корреспондент «МК» попытался разобраться в ситуации – что за паровоз-уникум, и может ли он быть интересен российским специалистам в области железнодорожной ретро-техники?

– Утверждать, что паровоз из Донецка, о котором идет речь, – единственный сохранившийся в мире, нельзя, – сообщили в Музее Московской железной дороги. –Хотя локомотивы этой серии, действительно, являются большой редкостью. В России сейчас один «Мягкий знак» находится в коллекции Центрального железнодорожного музея в Петербурге. Наш музей пока таким экспонатом не располагает, однако нашим специалистам известно местонахождение по крайней мере еще одного «Ь», – паровоз установлен в качестве памятника в одном из локомотивных депо. В наших планах получить разрешение на снятие этого локомотива с постамента и передачу его в коллекцию Музея МЖД... Могут ли быть другие «получатели» данного спецгруза?. Затрудняюсь сказать. Музеев, где собраны коллекции образцов старой железнодорожной техники, у нас в стране довольно много. Появляются и новые подобные музейные проекты.

«Засветившийся» в сводках СБУ паровой локомотив имеет, как выяснилось, «криминальные» страницы в своей биографии: десять лет назад он уже становился героем многочисленных публикаций в СМИ. Тогда уникальный ретро-паровоз был похищен предприимчивыми сборщиками металлолома и отправлен на переплавку!

Впрочем, давайте биографию «Мягкого знака» разберем по порядку.

Как пояснили знатоки – любители истории железных дорог, локомотивы данной серии называются столь грозно: танк-паровозы, поскольку у них нет привычного «прицепа» – тендера, а запасы воды и угля хранятся в специальных баках по бокам – танках. В народе же эти паровики получили ласковое прозвище «кукушка» – якобы, за характерный звук гудка. Согласно классификации локомотивного парка, принятой в России в 1912 году, все маневровые танк-паровозы получили литерное обозначение «Ь» («Мягкий знак», «ерь»). Донецкий экземпляр относится к танк-паровозам типа 137, разработанного на Коломенском паровозостроительном заводе в 1914 году. Такие машины выпускались с 1914 по 1932 год.

Судя по информации, имеющейся в Донецком музее, «Кукушка» с номером 2062 была изготовлена в Коломне в 1929 году. Более 40 лет, вплоть до 1973-го, паровоз работал на Енакиевском металлургическом комбинате. А затем еще почти три десятилетия стоял в качестве памятника отечественному паровозостроению на постаменте возле одного из заводских цехов (правда, по чьему-то недосмотру все это время паровоз существовал под «чужой» серией: на его борту красовалась литера «Ъ», между тем, как ею должны обозначаться не маневровые, а магистральные танк-паровозы; эта ошибка была исправлена лишь позднее).

В 2000-м году, по просьбе тогдашнего главы Донецкой области Виктора Януковича паровоз перевезли на всеобщее обозрение в парк имени Ленинского комсомола города Донецка. Там он стал одним из первых экспонатов будущего музея истории промышленности Украины, создаваемого под эгидой губернатора. «Две тысячи шестьдесят второму» в соответствии с приказом Министерства культуры и искусства Украины был присвоен статус государственного исторического памятника железнодорожной техники.

Поначалу паровоз установили на площадке перед зданием выставочного комплекса, но уже через пару лет переместили на дальнюю неохраняемую территорию (видимо, Янукович к идее супер-музея уже охладел, а чудо-агрегат без должного за ним ухода приобрел к тому времени не слишком презентабельный вид). Между тем руководители музея Донецкой железной дороги неоднократно предлагали городским властям установить эту уникальную ретро-машину у них на охраняемой музейной площадке, где гарантирована полная сохранность «Мягкого знака», однако эта идея осталась без ответа «сверху». И дело кончилось печально.

Оказавшийся в «ссылке» на задворках, без всякой охраны паровоз стали активно «раскулачивать» аборигены. А потом среди них нашлись предприимчивые деятели, которые решили не мелочиться, а вывезти на металлолом старый локомотив целиком. 29 января 2004 года некие личности с трейлером и мощным краном подъехали к месту стоянки старого паровоза (в газетных репортажах упоминалось даже, что на вопрос вахтера на главных воротах они уверенно сообщили: вывозим паровоз на реставрацию), погрузили «Мягкий знак» на платформу и вывезли в неизвестном направлении.

К счастью, едва стало известно о пропаже, за дело взялись сотрудники музея Донецкой железной дороги и их помощники – любители старой железнодорожной техники. Благодаря поднятой шумихе, к расследованию «резонансного дела» активно подключились сотрудники милиции. Им удалось обнаружить танк-паровоз в одном из пунктов приема металлолома в соседнем городе Ясиноватая. Увы, редчайший локомотив был уже разрезан на несколько кусков!

Изуродованные останки передали Донецкой железной дороге. Было решено спасти редкий образец техники. Ремонтно-восстановительные работы проводились на Авдеевском экспериментальном заводе нестандартного оборудования и заняли более года. Наконец, 28 октября 2005 года, восстановленный паровоз «Ь-2062» занял почетное место в железнодорожном музее.

На протяжении всех прошедшие с того времени лет «Мягкий знак» был едва ли не главным «гвоздем» экспозиции. Как показывают нынешние события «нестандарная» биография этой «кукушки» продолжает прирастать новыми эпизодами.

Действительно ли, сейчас кто-то хочет перевезти ретро-паровоз из Донецка через границу в Россию? Даже, если это так, думается, после того, как к данной «спец-операции» привлечено такое внимание, вряд ли ее рискнут осуществить. Впрочем еще неизвестно, хорошо ли это для сохранности самого «Мягкого знака», – ведь редчайшая машина, оставаясь в городе, подвергающемся ежедневным артиллерийским и ракетным обстрелам, запросто может быть уничтожена. На сей раз уже навсегда.

Сюжет:

Украинский кризис