Поправки в закон "о ФСБ": что разрешат чекистам

Правозащитники удивлены временем внесения и непроработанностью законопроекта

Порядок применения оружия, боевой техники, силы и спецсредств хотят закрепить в законе теперь и для Федеральной службы безопасности (ранее это было сделано для МВД и ФСИН). Соответствующие поправки в закон «О ФСБ» были внесены на рассмотрение Госдумы поздним вечером минувшей пятницы, уже после наступления парламентских каникул. Правозащитники считают этот факт отнюдь не случайным.

Правозащитники удивлены временем внесения и непроработанностью законопроекта

Поправки в закон «О ФСБ» инициировала группа членов Совета Федерации. Предполагается, что служащие органов ФСБ не будут нести ответственность за вред, причиненный лицам и организациям при применении боевой техники, оружия, спецсредств и физической силы, если действовали в соответствии с законом. То есть, перед тем как что-то подобное предпринимать, необходимо сообщить о своей принадлежности к ФСБ и предупредить о своем намерении. Но можно этого и не делать, если промедление создаст непосредственную угрозу жизни и здоровью граждан, самих сотрудников ФСБ, «либо может повлечь иные тяжкие последствия». Если кто-то все же ранен или убит, то не позднее 24 часов нужно уведомить об этом прокурора.

А вот ситуации, в которых можно применить оружие: «для защиты другого лица либо себя от посягательств, если это посягательство сопряжено с насилием, опасным для жизни или здоровья; для пресечения попытки завладения оружием, специальными грузами, транспортными средствами, боевой техникой органов ФСБ; для освобождения заложников, пресечения террористических или иных преступных посягательств», для задержания лица, оказывающего вооруженное сопротивление, отражения группового или вооруженного нападения на ряд объектов, для пресечения побега из мест принудительного содержания и других.

Запрещено стрелять на поражение «в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен военнослужащему органов ФСБ, за исключением случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления, совершения вооруженного или группового нападения». Спецсредства, согласно внесенным поправкам, можно применять в том числе «для пресечения массовых беспорядков и блокирования движения групп лиц, совершающих противоправные действия».

В законопроекте содержится также запрет самим служащим ФСБ, а также их супругам и несовершеннолетним детям открывать и иметь счета, хранить денежные средства и ценности в иностранных банках за пределами РФ, «если это не обусловлено решением задач оперативно-служебной деятельности». Также предлагается регламентировать порядок размещения личной информации в соцсетях.

Известного правозащитника Льва Пономарева удивил факт появления законопроекта именно сейчас.

— Это самый последний закон, который был внесен в Госдуму в последней сессии. Буквально на днях был внесен похожий законопроект о полиции. У меня возникает вопрос: почему два специфических закона были внесены в такое «неудобное» время? Какая именно сейчас в этом необходимость была? Может, законодатели получили поручение срочно разработать новую концепцию безопасности? Или их инициаторы предвидят какие-то скорые события? Другого рационального объяснения я не вижу. Что же касается сути поправок, то еще с советских времен применение оружия в КГБ регламентировалось внутренними засекреченными документами. Но тогда партия жестко контролировала его деятельность и никогда не допускала близко к власти. В российское время эта процедура также осталась регламентируемой внутренними приказами. На мой взгляд, сама инициатива прописать все это в законе нужна. Но то, что было предложено сейчас, очень невнятно. Например, в законопроекте говорится, что служащий ФСБ имеет право не предупреждать о своем намерении применить оружие, если промедление создаст угрозу жизни его самого, либо гражданина, «либо может повлечь иные тяжкие последствия». Вот за этими шестью последними словами могут в будущем стоять тысячи жертв. Здесь нужно еще все серьезно доработать. Это же применение оружия! Его нужно максимально конкретизировать.

Другой правозащитник, Владимир Осечкин, тоже считает «странным» время внесения последних законопроектов, касаемых расширения полномочий силовиков.

— Момент выбран абсолютно неудачно, так как страна входит в летне-дачный период. Совершенно очевидно, что все три инициативы (о полиции, ФСБ и ФСИН) не проходили никаких нулевых чтений и обсуждений в обществе. А значит, их нужно отозвать и направить в Общественную палату, обсудить в Совете по правам человека с правозащитниками, адвокатами, другими экспертами.

Правозащитник подозревает, что ряд политиков таким образом или «решили попиариться на инициативах, которые вошли в тренд, или и вовсе «позаискивать перед силовыми генералами».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26851 от 6 июля 2015

Заголовок в газете: Чекистам тоже развязали руки?

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру