Новинки отечественной артиллерии: «Коалицию» вызывали

Платформа «Коалиция» станет основной артиллерийской системой

17.09.2015 в 18:20, просмотров: 4365

Самоходную артиллерийскую установку (САУ) «Коалиция-СВ», которая впервые широкой публике была продемонстрирована весной на Параде Победы, эксперты уже расхвалили и окрестили так: «новое слово в современных артиллерийских системах, вершина отечественной артиллерии». Что же в ней такого нового и прорывного, разбирался «МК».

Новинки отечественной артиллерии: «Коалицию» вызывали
фото: Наталия Губернаторова

Платформа «Коалиция» станет основной артиллерийской системой, вытеснив «Мсту-С», «Акацию» и другие установки калибра 152 мм. По мнению экспертов, установки «Мста-С» к 2020 году могут уже морально устареть. А ведь с экономической точки зрения использование ствольной артиллерии по-прежнему очень актуально. К примеру, использование корректируемого по лазерному лучу снаряда «Краснополь-М» с дальностью 20 километров стоит примерно 70 000 долларов. А применение ракеты AGM-65 Maverick, стоящей на вооружении США, на то же расстояние обходится уже в 180 000 долларов. Конечно, большинство стран, обладающих достаточными техническими навыками, в последние годы предпринимают усилия по созданию современных артиллерийских систем. И Россия после демонстрации «Коалиции» вышла здесь на лидирующие позиции. Ведь эта новейшая система позволяет выжать из концепции САУ и традиционной ствольной артиллерии теоретически возможный максимум.

Перечень задач, которые возлагаются на современную артиллерийскую систему, в значительной степени зависит от типа используемых боеприпасов. К примеру, 152-мм дивизионная самоходная гаубица 2С19 «Мста-С» может оперировать шестью типами боеприпасов — осколочно-фугасными различных модификаций, кассетными, с осколочными, кумулятивными или самоприцеливающимися боевыми элементами, корректируемыми или управляемыми, а также специальными снарядами, такими как снаряд — постановщик помех.

Как рассказал ведущий эксперт в области бронетанковой техники Виктор Мураховский, помимо уникальной платформы новая САУ имеет новый комплект боеприпасов, причем сам боеприпас основан на впервые реализованной в мировой практике системе модульных зарядов с дистанционным инициированием.

— Этот комплект зарядов формируется автоматически в зависимости от решаемых огневых задач: дальности стрельбы, типа боеприпаса, напряженности ведения огня и так далее, — пояснил эксперт. — Еще одно преимущество самоходки в том, что она позволяет реализовать режим огневого налета, или так называемого шквала огня, в кратчайшие сроки. То есть «вешать» несколько снарядов, которые летят по различным траекториям и почти одновременно накрывают цель, что дает эффект залпового поражения сразу всей площади цели. Соответственно, благодаря высокой скорострельности и полной автоматизации стрельбы резко сокращается время выполнения типовых огневых задач.

Это, несомненно, важное преимущество, так как в войне с технически равным противником, имеющим радиолокационные станции разведки позиций стреляющей артиллерии, время решает все. И «Коалиция» в этом сегменте сделала значимый скачок. Теперь вместо прежнего стандарта продолжительности огневого налета в 15–20 минут САУ выполняет эту задачу за 3–5 минут, после чего покидает огневые позиции и перемещается в другое место.

Так же как платформа «Армата», новейшая САУ имеет бронекапсулу экипажа и необитаемую роботизированную башню. Эта башня позволяет вести огонь в высоком темпе, а также резко сокращает вероятность поражения экипажа и наиболее дорогого компьютеризированного оборудования в контрбатарейной дуэли с другими тяжелыми САУ.

фото: Виталий Кузьмин

В отличие от «Мсты-С» в новой САУ автоматизирован процесс загрузки боеприпасов на борт. Это стало возможным за счет введения в состав комплекса бронированной транспортно-заряжающей машины, оборудованной автоматизированной подсистемой загрузки и перемещения боеприпасов, которая позволяет экипажу перезагрузить на борт машины все необходимые выстрелы за считаные минуты, благодаря чему САУ тут же готова снова выйти на позицию огня, тогда как традиционные установки после израсходования боекомплекта обычно покидают поле боя. Для самообороны САУ имеет дистанционно управляемый пулемет и противопульное и противоосколочное бронирование.

Боевые возможности современной САУ определяются не только ее баллистическими характеристиками, но возможностями системы управления огнем (СУО) работать в автоматическом режиме и по внешнему целеуказанию другой техники в составе ударного тактического звена. САУ «Коалиция» поддерживает следующие современные средства СУО в коллективном режиме использования: система спутниковой навигации, система топопривязки для баллистических расчетов, система получения координат целей по системе скрытой передачи данных от машин тактического звена, которая интегрирована с СУО.

Тактическое звено САУ «Коалиция» может принимать целеуказание от Т-14. Благодаря наличию АФАР «Армата» позиционируется в том числе как комплекс армейской разведки и целеуказания. Согласование передачи данных всех боевых машин ВС РФ до уровня бригады гарантируется стандартами и технологией «АСУ ТЗ». Семейство боевых машин «Армата» (САУ «Коалиция», танк Т-14, БМП Т-15 и др.) в обязательном порядке комплектуются новой версией «АСУ ТЗ» со средствами связи пятого поколения с новым модулем, который управляет боем в режиме реального времени.

Как пояснил Виктор Мураховский, в единую систему управления тактического звена входят в том числе подсистемы ракетных войск и артиллерии, а также подсистемы разведки.

— Соответственно, «Армата» в эту подсистему разведки выдает целеуказание и заявки на огневое поражение, а дальше, через подсистему Ракетных войск и артиллерии, автоматически формируется задача огневым подразделениям, которые в данный момент ее могут выполнить, — пояснил эксперт. — Это может быть и 120-мм орудие, которое находится в батальном звене, ракетная установка, находящаяся в армейском звене. Система позволяет посмотреть, что в данный момент эффективно может решить тактическую задачу на поле боя и какие системы в настоящее время доступны, после чего автоматически формирует задачи. По сути дела, командир соглашается с тем или иным вариантом, который ему предлагается. Это позволяет в режиме, почти близком к реальному времени, реагировать на запросы войск по выполнению огневых задач. Типовая ситуация занимает менее минуты.

Как последователь «Мсты-С» и с учетом способности принимать внешнее целеуказание САУ «Коалиция» наследует ее арсенал разведки и целеуказания: в частности, РЛС артиллерийской разведки «Зоопарк-1», а также беспилотные летальные аппараты «Гранат-1». Согласованность связи и управления всех видов и средств технического оснащения до уровня бригады ВС РФ также осуществляется за счет стандартов и централизованной технологии «АСУ ТЗ».

Пока еще платформа «Коалиция-СВ» изготавливается с использованием узлов и агрегатов танка Т-90 и обладает равной подвижностью с танком. Впрочем, как и было сказано выше, уже имеет необитаемое боевое отделение с полностью механизированным боевым модулем, экипаж находится в бронированной капсуле с современными системами целеуказания, позиционирования, системами управления огнем, орудием со скорострельностью выше 15 выстрелов в минуту и дальностью до 70 км, с очень быстрой боеготовностью и сменой позиции. Но в перспективе планируется производить эти САУ на платформе «Армата».

Что касается прототипа «Коалиции» с двумя стволами, то пока в Сухопутных войсках решили остановиться на одноствольной системе, так как двуствольная не обеспечивает требования надежности. Кроме того, превосходство двустволок над одноствольными системами признано незначительным. Получалось к тому же значительное увеличение массы, которое на существующем шасси было проблематично реализовать.

— Так как эта система считается межвидовой, то двуствольная система будет реализована на флоте, — пояснил Мураховский.

Что касается САУ «Коалиция-СВ-КШ» на автомобильном шасси, то от нее пока отказались. Разработка этой системы продолжается, но здесь требуется существенная доработка шасси, так как нагрузки, возникающие при стрельбе, особенно такой, как «шквал огня», таковы, что автомобильное шасси просто не выдерживает.