Космос Путина: президент построил планы на 2025 год

Общечеловеческой цели, однако, пока не нашлось

На совещании с представителями космической отрасли страны, состоявшемся в четверг в резиденции Бочаров ручей (Сочи), Владимир Путин определил приоритеты ее развития, среди которых: укрепление российской группировки космических аппаратов, расширение позиции России на мировом рынке космических пусков, ориентация отрасли на решение практических задач, а так же научные изыскания в космической области.

Общечеловеческой цели, однако, пока не нашлось
Владимир Путин.

Кроме того, Владимир Путин напомнил, что Федеральная космическая программа рассчитана на 10 лет, «но нам необходимо смотреть, конечно, и на более отдаленную перспективу - за 2025 год, исходя из этого формировать научно-исследовательские и опытно-конструкторские заделы».

Что это за «научно-исследовательские и опытно-конструкторские заделы», и каковы перспективы развития российской космической отрасли после 2025 года — об этом «МК» попросил рассказать независимого эксперта, кандидата технических наук, член-корреспондента Российской Академии космонавтики им. Циолковского Андрея Ионина:

- Космические программы имеют очень долгий инвестиционный цикл развития. Разработка ракеты занимает минимум 5-7 лет, ее производство - 2-3 года, спутника — от года до трех. То есть это все длинные технологии и потому горизонт в 10 лет для них очень мал. Принимая «Федеральную космическую программу», мы, конечно должны думать о будущем, это — реальность, связанная с длительным космическим циклом выполнения таких программ.

Возьмем, допустим, проект МКС. С 1998-99 года летает первый блок станции, а начиналась программа еще раньше, если вообще у нее есть какое-то начало отсчета.

Такая длительность программ космической отрасли на самом деле является ее большим недостатком — заглядывать так далеко в столь технологичных сферах очень сложно. Потому космонавтика и проигрывает на коммерческих рынках. Причем это проблема не только российская, но и американская. Чтобы планировать так далеко, надо чтобы государство имело горизонт планирования, а оно далеко не всегда его имеет.

Те же американцы, например, все время шарахаются. То во времена Буша-младшего у них была объявлена программа полета на Луну. Потом пришел Обама, пересмотрел эту программу, и все заговорили о полете на астероиды. Теперь заявляют о полете на Марс. При этом понятно, что горизонт марсианского проекта — где-то 2030-й год, и Обама уже не может планировать того, что будет в то время.

Мы тоже шарахаемся. То у нас есть программа создания сверхтяжелой ракеты, то ее нет, то летим на Луну, то теперь вот говорят — отправляемся на Марс и т.д. А все эти шараханья от того, что нет национальных задач в космосе. Причем нет их ни у Россия, ни у США.

Раньше все проекты покорения космоса были привязаны к национальным задачам. Допустим, когда Сталин поручил Королеву построить ракету, он ставил перед ним не «космическую», а вполне понятную задачу: создание баллистической ракеты. Затем, когда Хрущев и Брежнев ставили перед Королевым и его последователями планы по освоению космоса, они  тоже упирались во вполне понятные национальные задачи: обеспечить как внешний, так и внутриполитический престиж страны.

То же самое в США. Кеннеди, когда утверждал лунную программу, то главным в ней был вовсе не полет на Луну — упаси Бог! Кеннеди сказал: ребята, найдите мне конкретный космический проект, с помощью которого мы могли бы утереть нос русским. Причем быстро.

Через 2 месяца ему принесли лунный проект, который можно было реализовать спустя 8 лет при нормальных затратах бюджета.

И как только Нил Армстронг ступил на Луну, в этот самый момент закрылась американская лунная программа. Ее цель была достигнута. И сразу пропал смысл финансирования программы государством. О Луне вскоре забыли.

И сегодня за всеми долгосрочными программами по освоению космоса стоят огромные требуемые затраты госбюджета, но при этом нет ни одной понятной цели для руководителей страны.

А цель необходима, и она сегодня может быть очень понятной. Например, сейчас в космосе не модно быть первым, исключительным — все проблемы передовых, исключительных наций в космосе уже решены. Теперь в освоении космоса стоят общечеловеческие задачи. Такие, например, как расселение человечества в космосе: через Луну, через Марс — не важно. Важно что сегодня освоение космоса это — общечеловеческий проект. И здесь важно быть вместе со всем человечеством.

Не будет больше чисто американского полета на Луну или Марс, или чисто китайского. Должен быть общечеловеческий проект такого полета. Тот, кто его предложит и будет в нем участвовать, на самом деле и станет первым в космосе. Но пока о таком общечеловеческом проекте, к сожалению, никто не говорит...

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру