Чужие крылья Родины

«В Советском Союзе развивали прежде всего боевую авиацию, а потом приспосабливали ее к гражданским нуждам и не смотрели при этом ни на ресурс, ни на то, сколько тратится авиационного керосина. Сегодня мы не можем так поступать. Но мы, без всяких сомнений, должны обеспечить не только внутренние перевозки своими собственными транспортными авиационными средствами, но и должны выходить на международный рынок. Вообще мы должны ориентировать всех наших производителей, в том числе и авиационной техники, на то, чтобы они добивались такого качества производства, какое бы создавало конкуренцию их партнерам во всем мире.

Что касается широкофюзеляжного самолета, то это просто большие вложения. И мы договорились, что будем делать это вместе, и мы двигаемся по этому пути.

Но нам этого недостаточно. Нам обязательно нужны собственные самолеты, чтобы обеспечить не такие большие магистральные линии, а региональные перевозки. Вот есть планы по Ил-114 — новый старый, хорошо забытый проект».

Чужие крылья Родины
Российский Ил-96-300, на котором летает президент, но не летают граждане.

Создатель широкофюзеляжного самолета Ил-96 — выдающийся советский авиаконструктор Генрих Новожилов недавно в эксклюзивном интервью «МК» рассказал, что претензии к его самолету Ил-96-300, что он якобы неэкономичен и ест много топлива, так как у него четыре двигателя, а не два, как у западных аналогов, не имеют под собой оснований. В подтверждение он представил документ — письмо эксплуатанта главному конструктору Ил-96-300 от 2.08.2011 года, где говорится: «…эксплуатация самолетов Ил-96-300 в ОАО «Аэрофлот» в условиях конкуренции с дальнемагистральными самолетами иностранного производства доказывает свою коммерческую привлекательность как по загрузке, так и по регулярности отправления в рейс». Однако, посетовал генконструктор Ил-96-300, это не помешало прекратить эксплуатацию этих самолетов.

Сегодня Ил-96-300 штучно используется лишь в президентском авиаотряде для перевозки первых лиц государства, российские же авиапассажиры летают в основном на подержанных «Боингах» и «Эрбасах». Более того, Россия вообще отказалась от производства широкофюзеляжных самолетов, полностью отдав эту нишу рынка Западу.

Что касается совместного строительства российско-китайского широкофюзеляжного самолета, о котором упомянул президент, то авиаэксперты считают: всерьез об этом проекте говорить рано. Планы, в принципе, интересные: так называемое черное крыло из композиционных материалов, современная авионика… Однако намеченный год выпуска этого самолета — 2025-й. А к этому времени многое может измениться. Зато под эти грандиозные планы уже сейчас можно открыть два бюджетных крана, откуда потекут государственные деньги. Из одного смогут черпать чиновники в Китай, из другого — в Россия.

При этом реальную государственную выгоду получит бюджет США из прибыли фирмы «Боинг», так как в ближайшее время она собирается строить в Китае свой завод по производству аналогичных магистральных самолетов.

С региональным Ил-114, о котором также говорил на пресс-конференции президент, тоже все не просто. В июле прошлого года Владимир Путин приезжал на авиазавод в Самаре. Там ему сказали, что хотели бы делать региональный Ил-114, но для этого потребуется помощь государства в размере 5–6 миллиардов рублей. Президент ответил, что для такой машины это не цена вопроса, и поручил продумать вопрос.

А пока «думали», одному из высоких чиновников не понравилось, что самарский завод — это частный бизнес, и этот чиновник посчитал, что не следует его поддерживать бюджетными деньгами. Решили строить в Казань. Там есть хороший авиазавод, который сейчас плотно занимается военными Ту-22М3 и Ту-160. И вот прошло больше года, а решения по строительству Ил-114 до сих пор нет.

В результате говорить о том, что в ближайшее время Россия способна избавиться от западной зависимости в авиационной отрасли, не приходится — как покупала иностранные самолеты, так и будет их покупать. В подтверждение этого один из авиаэкспертов привел «МК» такой пример: пару лет назад одна крупная российская структура заключила контракт на поставку 50 самолетов Boeing 737 NG за 6,5 млрд рублей. Недавно она захотела расторгнуть этот контракт. Однако западные продавцы в ответ заявили, что они тогда поставят вопрос о роялти (выплата лицензионного вознаграждения обладателю исключительного права, на результат творческой деятельности, авторства. — Авт.) по «Суперджету». Как известно, этот самолет, ранее всюду рекламируемый как чисто российский, создавался под патронажем американской фирмы «Боинг» и процентов на 60–80 состоит из западных комплектующих (включая двигатель). А потому участники этого распиаренного проекта запросто могут заморозить сборку этого самолета, а следовательно, его эксплуатацию и продажу.