Балтфлот, полный загадок: новому командующему достанется непростое наследство

Пока его обязанности временно исполняет вице-адмирал Носатов

Известие об отстранении от должности командующего Балтийским флотом Виктора Кравчука и начальника штаба флота Сергея Попова наделало много шуму. Даже после гибели подлодки «Курск» командующего Северным флотом Геннадия Сучкова отстранили лишь временно «до конца следствия». Никаких официальных разъяснений сейчас в Минобороны не дают. А потому эксперты, теряясь в догадках, пытаются разгадать причины таких жестких кадровых рокировок руководства военного ведомства.

Пока его обязанности  временно исполняет вице-адмирал Носатов

Член Морской коллегии при правительстве России, бывший командующий Северным флотом адмирал Вячеслав Попов считает, что такое повышенное внимание к происходящему на Балтфлоте (БФ) обусловлено возросшим значением этого флота в нынешней политической обстановке. Попов констатирует «среьезное сосредоточение» сил Альянса в Балтийском море.

Судя по всему, именно поэтому, одновременно с отставкой командования БФ, министр обороны Сергей Шойгу сообщил об усилении БФ 11-м армейским корпусом.

Причем это не единственное армейское соединение, которое придается в состав и подчинение БФ. Это направление пытались усилить давно. Еще в середине 1990-х годов был создан Калининградский особый район (КОР). Тогда ряд сухопутных частей и сил ПВО было подчинено командующему БФ.

В конце 90-х годов мне пришлось присутствовать на учениях с боевой стрельбой, которые проводились на прибрежном полигоне под Калининградом. Было удивительно встретить там, на берегу Балтики, знакомых офицеров из Подмосковья, которыми усиливали вновь сформированные части ПВО БФ. Им тогда ставилась задача научить их комплексы С-300 стрелять по морским целям.

На тот момент командующему БФ были переподчинены практически все структуры Минобороны, находящиеся на территории Калининградской области, в том числе и мотострелковые, ракетные, а также части базирующейся там 11-й гвардейской армии. Сейчас на ее базе будет сформирован 11-й армейский корпус.

КОР на тот момент рассматривался руководством ведомства как эксперимент по созданию на конкретной, отдаленной от центра территории, боевой единицы полноценного оперативного и стратегического управления для разнородных сил и средств. Позже этот опыт был использован для формирования аналогичной структуры на Камчатке и Северном флоте.

Однако теперь, как следует из сообщения, распространенного по итогам выездного заседания коллегии ведомства, БФ не отвечает уровню задач, которые ставит перед ним Минобороны. Точнее не отвечает им руководство флота.

О том, какие именно «упущения» привели к жестким кадровым решениям, точно не знает никто. Однако эксперты утверждают: проверка, инициированная Москвой, длилась на БФ целый месяц. И это, судя по всему, не случайно. Видимо, информация о серьезных нарушениях поступала в Генштаб давно и регулярно.

По мнению ряда военных экспертов, поводом для крупной «чистки» на Балтике могло стать событие, о котором писали польские СМИ.

В апреле 2016 года подлодка БФ, якобы, столкнулась с военным кораблем в акватории Балтийского моря, получив при этом серьезные повреждения. Командование БФ  доложило неверную информацию о случившемся. В результате в российском Минобороны официально опровергли информацию о столкновении. Но позже, как утверждают, правда раскрылась.

В руководстве Минобороны такой «подставы» от своих подчиненных, конечно, не ожидали. Простить подобное было невозможно, и на Балтику, якобы, была направлена инспекционная группа, состоящая из представителей Генштаба, усиленная представителями военной прокуратуры, для выяснения всех обстоятельств случившегося, а также прояснения реального положения дел на флоте.

Была вскрыта масса нарушений, касающихся строительства и ремонта офицерского жилья, военных городков, зданий базы флота... Как выяснила проверка, средства, выделенные под эти цели, расходовались неэффективно.

Однако все это, возможно и не привело бы к отставкам руководства флота — наказали бы, как обычно, и дали дослужить — если бы к командованию не было претензий по линии организации боевой подготовки. Но они, как утверждают эксперты, были. И в огромном количестве.

Так, во время проверки, которая проходила на БФ в мае-июне этого года, количество технических сбоев при выполнении поставленных проверяющими боевых задач, превысило все допустимые нормы. Министр обороны распорядился «в кратчайшие сроки утвердить план устранения недостатков и реализовать его», после чего провести новую проверку.

Что же касается нового руководства БФ, то пока места всех уволенных после жесткой проверки остаются вакантными. Судя по всему, не надолго. С назначениями тянуть не будут.

Во всяком случае уже известно, что обязанности командующего Балтийского флота, пока временно, будет исполнять вице-адмирал Александр Носатов. Для БФ он человек не новый. В 2009 году после окончания Военной академии Генштаба он был назначен командиром Балтийской военно-морской базы. До недавнего времени Носатов руководил штабом Черноморского флота, а затем был назначен руководителем Военно-морской академии.

Кстати, в должности начштаба ЧФ Александр Носатов, наравне с такими политиками как вице-премьер Дмитрий Рогозин, помощник президента Владислав Сурков, глава Совета федерации Валентина Матвиенко был занесен в «черный список» Евросоюза. Однако «невыездной» статус вряд ли способен напугать нового командующего БФ, которому на новом месте еще долго и действительно безвыездно предстоит разгребать «упущения» своих предшественников.

Сегодня СМИ предположили, что новым командующим БФ может стать вице-адмирал Сергей Елисеев, который до 2014 года был заглавкома украинских ВМС, а затем перешел на службу России. Никаких официальных подтверждений этой информации на сегодняшний момент нет — более того, сведения о том, что сейчас Елисеев временно командует БФ были опровергнуты новостями об Александре Носатове.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру