Эксперты объяснили, почему проиграла Ле Пен и победил Макрон

Победителю французских выборов предстоит попытка провести республику по «третьему пути»

В минувшее воскресенье лидер движение «Вперед!» Эммануэль Макрон одержал победу во втором туре президентских выборов во Франции. За его кандидатуру проголосовали 66,05% французов, пришедших на избирательные участки. За его соперницу Марин Ле Пен, возглавляющую ультраправый «Национальный фронт», проголосовали 33,94% жителей страны. При этом 25,38% французов отказались участвовать в выборах, а 8,57% испортили бюллетени. О причинах такого волеизъявления «МК» спросил экспертов.

Победителю французских выборов предстоит попытка провести республику по «третьему пути»

Юрий Рубинский, руководитель Центра французских исследований института Европы РАН:

«По итогам этих выборов «Национальный фронт» удвоил число своих избирателей. В 2002 году основатель партии Жан-Мари Ле Пен к всеобщей неожиданности прошел во второй тур и собрал там около 17% голосов. К тому же тогда люди выходили на массовые антифашистские демонстрации, а сейчас ничего подобного не было. То есть произошла нормализация образа «Национального фронта», хотя и недостаточная для победы на президентских выборах. Марин Ле Пен понимала, что ее поражение предопределено, поэтому старалась выступить в роли главного оппозиционера на следующие пять лет.

Что касается Макрона, то он смог победить в значительной степени благодаря тому, что стал единственной приемлемой альтернативой Ле Пен. Ему всего 39 лет, и он является новым человеком в политической системе Франции. Вместе с тем он является классическим для французской элиты технократом, который до президентских выборов никогда никуда не избирался. Макрон прекрасно понимает, что теперь ему нужно одержать победу на парламентских выборах.

Социалисты закончились как политическая сила, зато слева от нее появилась сильная и радикальная «Непокоренная Франция» Жан-Люка Меланшона. Часть социалистической партии очевидно уйдет к Макрону, но ему этого мало, тем более что его задачей будет в том числе очищение от дискредитированного прошлого в окружении Франсуа Олланда. Марин Ле Пен уже заявила, что будет лидером оппозиции, и она может рассчитывать примерно на 22% мест в будущем парламенте, поэтому с ней альянса не получится.

В этой ситуации Макрон может рассчитывать только на минимальное большинство в парламенте, которое не гарантирует ему прочных позиций. Конечно, он приведет с собой новых людей, которые, как и он сам, никогда не были задействованы во французской политике, поэтому будут зависимы от него, но и этого недостаточно. Для укрепления позиций Макрону понадобиться поддержка республиканцев, которые потерпели серьезное поражение на президентских выборах под предводительством Франсуа Фийона. За этот союз они потребуют себе места в правительстве, лишив Макрона определенной самостоятельности.

Впрочем, чем бы ни закончились парламентские выборы, Макрону вряд ли удастся найти для Франции так называемый «третий путь». Политическая культура Франции сложилась таким образом, что реформы в республике достигаются через конфликт, а не через компромисс. Факт заключается в том, что социально-экономическая модель этого государства устарела и больше не может отвечать требованиям современного мира. Макрон уже заявил, что собирается сломать через колено трудовой кодекс страны, но тогда массовых акций протеста избежать не удастся. Он это понимает и говорит, что сдаваться не собирается.

В этой связи Ле Пен очевидно будет играть такую же роль, как в свое время играла Коммунистическая партия в Четвертой республике. Тогда коммунисты не правили, но давили на политическую жизнь страны. Точно так же Ле Пен будет пытаться играть на всех промахах Макрона, пытаясь набрать политические очки. Впрочем, своим результатом на президентских выборах она оказала услугу следующему главе государства. С одной стороны она напугала значительную часть французов, а с другой зарубежных партнеров Парижа. В частности, бывший глава МИД Германии Йошка Фишер заявил, что Франция находится в таком тяжелом состоянии, что готова проголосовать за фашистов, поэтому нужно пойти ради нее на уступки. В свое время власти Четвертой республики точно также пугали своих союзников тем, что коммунисты могут вот-вот прийти к власти. Но то, что «Национальный фронт» был создан фашистами, в том числе поклонниками Виши, это исторический факт, и в современной Франции их поклонников становится все больше.

Что касается будущего Франции, то ей предстоит создать для себя не только новую социально-экономическую модель, но и политическую, так как прежение партии исчерпали запас доверия избирателей. Глобализация является серьезным выбором для Парижа, но если Макрон предлагает меняться, то Ле Пен хочет обнести Францию стеной».

Арно Дюбьен, директор Аналитического центра «Обсерво» при Франко-российской промышленной палате:

«Поражение Марин Ле Пен на президентских выборах было предсказано задолго до второго тура. Впрочем, она собрала даже меньше процентов, чем ожидали эксперты. Вместо прогнозируемых 40%, она собрала только 34% - это провал. Это произошло из-за того, что во время теледебатов избиратели убедились в том, что у Ле Пен нет президентского масштаба, она просто некомпетентна.

Вместе с тем, за нее за нее проголосовали 11 миллионов французов, что является рекордным показателем для ультраправых. Но для подавляющего большинства французов семя Ле Пен и «Национальный фронт» в целом воспринимаются как ненормальная политическая сила. Марин Ле Пен долгое время пыталась отгородиться от наследия отца, но во время теледебатов она вела себя точно как он. Сознательно или нет, но она разрушила несколько лет работы по демонизации себя и своей партии. Не думаю, что по итогам предстоящих парламентских выборах она сможет провести в законодательное собрание республики не больше 23-30 человек. Это позволит Ле Пен сформировать свою фракцию, но на этом все, так как всего в парламенте заседают 577 депутатов. Примерно на такой же результат могут рассчитывать левые радикалы.

Конечно, большинство избирателей Макрона – это те люди, которые ни за что не хотели видеть во главе государства Ле Пен. Еще 25% вообще не пошли на выборы, но не следует делать из этого трагедии, так как обычно этот показатель варьируется около 20%. Сейчас не следует говорить о кризисе Пятой республики, хотя вполне возможно проведение большой политической реформы. Фактически мы выходим из биполярной системы, а контуры нового конструкта еще не ясны.

Макрон уже разрушил Социалистическую партию и привлек на свою сторону большую часть ее умеренного электората. Сейчас его задачей является сделать то же самое с правыми центристами и переманить на свою сторону нескольких тяжеловесов из Республиканцев. Тем самым он продемонстрирует свою готовность провести Францию по так называемому «третьему пути». В этом отношении напрашивается параллель с бывшим премьер-министром Великобритании Тони Блэром».

Читайте материалы: Победа молодого Макрона: какой будет «первая мадам» Франции Брижит Троньё

Путин призвал Макрона преодолеть недоверие и приступить к совместной работе

Летучая мышь Макрон: реально ли воплотить программу избранного президента Франции

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27388 от 10 мая 2017

Заголовок в газете: Франция предпочла Макрона

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру