Программу наследия футбольного ЧМ-2018 зальют миллиардами и пивом

Медведев против «белых слонов»

Дмитрий Медведев подписал концепцию наследия ЧМ-2018, предусматривающую использование стадионов, которые обошлись в 149 млрд руб, в первую очередь по прямому назначению - для развития профессионального и массового футбола. По словам вице-премьера Ольги Голодец, в правительстве услышали  пожелание региональных властей разрешить продажу пива во время матчей для выхода на самоокупаемость. "Идут совещания, смотрим все плюсы и минусы. До конца сентября коллеги придут к единому мнению", - пообещала она.   

Медведев против «белых слонов»

Использование наследия чемпионата - вопрос далеко не праздный. Перед российскими чиновниками маячил печальный пример Южной Африки и Бразилии, проводивших мундиали в 2010 и 2014 годах. Появившиеся  в этих странах дорогостоящие спортивные объекты теперь принято называть "белые слоны", пользуясь английской идиомой, обозначающей имущество, которое хозяин вынужден содержать, не получая никакой выгоды взамен. В России в "белых слонов" рискуют превратиться все построенные в регионах стадионы за исключением двух московских, питерского, казанского и сочинского "Фишта". А особую тревогу у экспертов и региональных властей еще до мундиаля  вызывали "Волгоград Арена", "Мордовия Арена", а также стадионы в Нижнем Новгороде и Калининграде: эти города отличаются небольшим населением (например, в Саранске проживает всего 315 тыс. человек), низкой посещаемостью матчей "родных" клубов и дешевыми билетами. Не случайно местные чиновники жаждали полностью передать Москве управление всеми спортивными объектами ЧМ-2018 и расходы на них. 

Впрочем пока, по словам ответственного за спорт вице-премьера Ольги Голодец, худшие опасения не подтверждаются. "С момента окончания мирового первенства в нашем российском чемпионате прошли уже 15 матчей. И у нас замечательные первые результаты, - сказала  Голодец после совещания у премьера, - Совершенно неожиданно общее число зрителей превысило 400 тыс человек. Этого никто не мог ожидать". Вице-премьер уточнила, что региональные стадионы, рассчитанные на несколько десятков тысяч зрителей заполняются практически полностью, причем раскупаются даже дорогие билеты. Хотя раньше на матчи местных клубов редко удавалось собрать более 2,5 тыс. болельщиков. В практике мундиалей это уникальный результат: например, в Европе рост аудитории  после футбольных первенств достигал максимум 10%. 

В основу концепции наследия ЧМ-2018 легло предложение Владимира Путина, выдвинутое на заседании совета по физкультуре и спорту в 21 июля в Калининграде. Президент тогда заявил, что в идеале стадионы нужно передать не федеральной управляющей компании и не региональным властям, а самим футбольным клубам:  "Нужно стремиться к тому, чтобы клуб был хозяином, и чтобы он все делал: и в аренду сдавал, и коммерческую деятельность развивал. Тогда будет толк, будет футбол, а иначе все закончится рынком". По словам Голодец, из 12 стадионов ЧМ-2018 десять уже имеют свои команды. Сочинский "Фишт" ведет переговоры, чтобы тоже обзавестись собственным клубом. А "Лужники" будут использоваться для крупных и значимых матчей. "Все клубы стали задумываться, как адаптировать свои программы под интересы той аудитории, которая появилась", - сказала Голодец.

Правительство хочет, чтобы особое внимание было уделено развитию детского футбола. По горячим следам мундиаля к 1 сентября число желающих заниматься в детских футбольных секциях, как ожидается, вырастет в три раза. Концепция предусматривает передачу спортивным школам 64 тренировочных полей, которые были построены и модернизированы в рамках подготовки к чемпионату. Кроме того, РФС собирается открыть по всей стране не менее 30 футбольных базисных центров для детей, уточнила Голодец. Помимо развития футбола, объекты мундиаля разрешат использовать для непрофильных   мероприятий: концертов, выставок, фестивалей, ярмарок. Например, в "Лужниках" московская мэрия в августе отметит День строителя. А на стадионе в Ростове в сентябре состоится концерт уроженца этого города рэпера Басты. Кстати, билеты стоят от 2 до 4 тыс.руб. Подтрибунные пространства можно использовать для размещения магазинов, торгующих спортивной продукцией, а ВИП-ложи для деловых мероприятий и корпоративных тренингов. 

Однако много на аренде заработать в любом случае не получится, поскольку коммерческие площади в проекты стадионов изначально не закладывались. Концепция предусматривает, что в течение пяти лет поддержку регионам окажет федеральный бюджет, но Ольга Голодец отказалась говорить о конкретных суммах. "Есть минимальная планка, а есть более высокая. Я надеюсь на более амбициозные программы", - сказала она, пообещав назвать окончательные объемы финансирования в сентябре. В первоначальном варианте концепции предусматривалось, что все региональные стадионы (кроме московских, питерского, казанского и сочинского) должны получать на содержание 300 млн руб ежегодно, а общий бюджет программы наследия составит 16,6 млрд руб. 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27750 от 7 августа 2018

Заголовок в газете: Медведев против «белых слонов»

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру