Минобороны рассекретило сталинский приказ о причинах больших потерь танков в начале войны

Бронетехника бросалась в бой без разведки и поддержки артиллерии и пехоты

Накануне Дня танкиста Минобороны на своем сайте разместило архивные документы времен Великой Отечественной войны. Они рассказывают об напряженной работе советской танковой промышленности в годы войны и о том, как формировалась стратегия и тактика применения танковых и механизированных корпусов в бою.

Бронетехника бросалась в бой без разведки и поддержки артиллерии и пехоты

Так, приказ Народного комиссара обороны СССР Иосифа Сталина от 16 октября 1942 года №325 посвящен урокам и выводам боевого применения танковых и механизированных частей и соединений в самый тяжелый для страны период войны - в 1941-1942 годах. Приказ, по оценке военных историков, стал по сути первым «боевым уставом» бронетанковых войск. Приказ Сталина ключевым образом повлиял на организацию танковых войск, методы и приемы ведения танкового боя. Исправление ошибок первых месяцев войны позволило Красной армии через год, в 1943 году, выиграть танковое сражение на Курской дуге.

Крупными недостатками применения в бою танковых частей в сталинском приказе названы, в частности, отрыв танков от пехоты в атаке и потеря взаимодействия с ней. «Танки, оторвавшись от пехоты, дерутся в единоборстве с танками, артиллерией и пехотой противника, неся при этом большие потери», - говорится в приказе. Нарком обороны запретил танкам отрываться от пехоты в атаке больше, чем на 200-400 метров.

Кроме того, причина больших потерь танков в начале войны - в том, что «танки бросаются на оборону противника без должной артиллерийской поддержки». Артиллерия до начала танковой атаки не подавляла противотанковые средства противника. Позже, в ключевых сражениях Великой Отечественной, артиллерия и авиация до начала наступления наносили мощнейшие удары по позициям противника и только потом в бой шли танковые корпуса.

Отмечается, что танки «вводятся в бой поспешно», без разведки местности и без тщательного изучения танкистами системы огня противника. «Танковые командиры, не имея времени на организацию танковой атаки, не доводят задачи до танковых экипажей», - отмечается в приказе.

Кроме того, танкисты, как правило, не вели огонь сходу, а только - с места. «Как правило, танки на поле боя не маневрируют, не используют местность для скрытого подхода и внезапного удара во фланг и тыл, и, чаще вего атакуют противника в лоб», - указано в приказе наркома.

Причиной больших потерь названы плохая разведка минных полей и отсутствие приданных танкистам саперных подразделений.

«Танки не выполняют своей основной задачи уничтожения пехоты противника, отвлекаются на борьбу с танками и артиллерией противника. Установившаяся практика противопоставлять танковым атакам противника наши танки и ввязываться в танковые бои является неправильной и вредной», - говорится в приказе.

По оценке экспертов, данное положение приказа было во многом продиктовано тем, что на первом этапе войны в Красной армии было мало современных танков вроде Т-34 и практически не было тяжелых танков ИС-1. Старые советские танки проигрывали немецким машинам, в том числе по дальности стрельбы и практически не имели шансов в танковых дуэлях. С появлением на вооружении Красной армии современных танков ситуация изменилась.

Например, если в 1941 и 1942 годах промышленность поставила армии примерно по тысяче танков Т-34 в год, то уже в 1943 и 1944 годах поставки превышали 10 тысяч танков Т-34 в год.

В качестве одной из причин потерь в приказе названо также плохое управление танками на поле боя, слабое использование радио, как средства управления. «Командиры рот и батальонов, двигаясь впереди боевых порядков, не имеют возможности следить за танками и управлять боем своих подчиненных подразделений и превращаются в рядовых командиров танков, а части, не имея управления, теряют ориентировку и блуждают по полю, неся напрасные потери», - говорится в приказе наркома.

Сталин приказал устранить все имеющиеся недостатки и изложил четкие рекомендации, как надо применять танковые войска в бою. О характере рекоменаций дает представление, например, такой пункт приказа: «Во всех видах боя танкового корпуса решающим элементом является внезапность. Внезапность достигается маскировкой, скрытностью расположения и передвижения, использованием для маршей ночного времени и прикрытием сосредоточения с воздуха».

Несмотря на то, что с момента издания приказа прошло 76 лет и за это время танки стали другими, многие положения приказа остаются актуальны и сегодня. Основные принципы боевых действий танковых подразделений в локальных войнах, например, в той же Сирии, изменились мало. Так же, как и характер ошибок при их применении в бою.

Отдельный раздел проекта рассказывает о героических подвигах воинов-танкистов. Например, о подвиге Героя Советского Союза гвардии сержанта Михаила Бухтуева. Механик-водитель «тридцатьчетверки». Летом 1944 года под Бобруйском повреждённая, горящая машина, ведомая Бухтуевым, врезалась в фашистский бронепоезд, уничтожив «три бронеплощадки с орудийными и пулемётными башнями».

Впервые опубликован наградной лист на гвардии сержанта Марию Октябрьскую. На собственные сбережения она оплатила постройку танка Т-34 и стала его механиком-водителем. По ее просьбе танк был назван «Боевая подруга». В представленном документе подробно рассказано о её боевых успехах и гибели. Часть материалов рассказывает о том, как воевала на фронте семья танкистов Бойко. Боевое крещение экипаж Александры Бойко принял 25 июля 1944 года. В ходе Режицко-Двинской операции экипаж танка «Колыма», командиром которого была Александра, а механиком-водителем – ее муж Иван, отличился в боях у деревни Малиновка, где уничтожил один танк «Тигр», два орудия и до 20 солдат и офицеров противника.

Сюжет:

Сирия: угроза большой войны

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру