Британия погрузилась в кризис из-за отказа парламента принять план Brexit

Катастрофический рекорд Терезы Мэй

В преддверии вторничного голосования в парламенте по плану выхода Британии из Евросоюза Тереза Мэй, конечно, знала о не суливших ей ничего хорошего настроениях депутатов. Однако вряд ли премьер ожидала, что поражение ее окажется настолько катастрофическим. Британские СМИ уже окрестили провал голосования по Brexit историческим и готовят публику к новым потрясениям.

Катастрофический рекорд Терезы Мэй

Против продвигаемого правительством Терезы Мэй согласованного с Брюсселем договора о выходе Соединенного Королевства из ЕС проголосовали 432 депутата, за него - 202. Таким образом, разрыв не в пользу премьера составил рекордные в истории британского парламента 230 голосов.

До этого «антирекорд» принадлежал возглавлявшему британское правительство в двадцатые годы прошлого века лейбористу Макдональду. В 1924 году поражение правительства по вопросу о прекращении уголовного преследования издателя коммунистической газеты «Уоркерс Уикли» Дж.Р. Кемпбелла обеспечила разница в 166 голосов. А еще пресса указывает на то, что нынешнее фиаско Терезы Мэй – первый с 1864 (!) года случай, когда британский парламент блокирует заключенное правительством соглашение.

Предложенный кабинетом Мэй документ, который предполагает возврат Британии полного контроля над границами, расходами и законодательством, а также прекращает действие решений Европейского суда, не поддержали не только представители оппозиции, но и многие однопартийцы премьера. Один из них, Джулиан Льюис, кажется, тоже установил своеобразный рекорд, втиснув свое выступление в 18 секунда: «Поскольку Брексит должен означать Брексит, а отсутствие сделки лучше, чем плохая сделка, я буду голосовать против, против и против. Спасибо, господин спикер».

Еще в ноябре, когда ценой длительных и мучительных переговоров между Лондоном и Брюсселем была достигнута сделка, стало ясно, что впереди Терезу Мэйждут тяжелые бои уже на британской земле. Большой кровью далось одобрение документа ее собственным кабинетом – несколько министров хлопнули дверью из-за несогласия. Без схватки за одобрение в парламенте было не обойтись – и по большому счету, изначально было ясно, что Мэй может надеяться только на чудо.

Главным камнем преткновения при обсуждении «сделки» о «разводе» Британии и ЕС была проблема границы между Северной Ирландией, частью Соединенного Королевства, и входяшей в Евросоюз Республикой Ирландия. В частности, предполагалось предоставить Северной Ирландии особый статус внутри государства, чтобы избежать появления на Зеленом острове «жесткой границы» с КПП и таможенными досмотрами. Сторонники такой меры считают, что так сохранится прозрачность этой границы после Брэксита для граждан, а также товаров и услуг. Противники же считают, что такое положение подорвет территориальную целостность королевства. Есть и другие опасения – например, введение Евросоюзом пошлин в отношении Лондона грозит британским компаниям потерей конкурентного преимущества и недополучением прибыли. Что, в свою очередь, ударит по бюджету государства, а, следовательно, и по простым британцам.

Теперь Терезе Мэй не остается ничего иного как делать стоическую мину при разгроме в парламенте и заявлять, что голосование показало, против чего выступает Палата общин, «но ничего не говорит нам о том, за что она выступает».

Лидер оппозиции лейборист Джереми Корбин, окрыленный разгромным для Терезы Мэй голосованием, не стал делать паузу и официально инициировал вотум недоверия правительству.

Вынесение вотума недоверия оставляет правящей Консервативной партии возможность в течение двух недель сформировать новое правительство большинства. В противном случае Британию ожидают внеочередные выборы – и вот тут большой вопрос, удержат ли тори свое лидерство.

Что касается Brexit, то и тут возникает столь же большой вопрос: состоится ли он, как это намечено, 29 марта? Или даже так: состоится ли он вообще?

В течение трех дней Мэй должна предоставить парламенту другой вариант сделки. Но мало кто сомневается, что он вряд ли принципиально будет отличаться от предыдущего.

Одним из крайних вариантов событий может стать так называемый «обвальный» выход Британии из Евросоюза – то есть без урегулирования спорных вопросов. Согласно общему заявлению ЕС в связи с провалом согласованной сделки по Brexit недвусмысленно говорится: «Мы продолжаем готовиться к любому исходу, включая выход без соглашения. После этого голосования риск беспорядочного разрыва вырос, и хотя мы не хотим такого развития событий, мы будем к нему готовы».

На другом полюсе возможностей – отмена Брэксита как такового. Например, если его противникам удастся продавить проведение повторного референдума о выходе Великобритании из ЕС. Но в такой идее – проводить голосования до тех пор, пока не будет получен нужный результат – не содержится ли издевательство над самой концепцией народного волеизъявления? Пока в политическом британском мейнстриме не так много сторонников второго референдума, а лидеры консерваторов и лейбористов высказывались об уважении сделанного летом 2016 года народного выбора. Напомним, что тогда за выход страны из Евросоюза высказались 52% проголосовавших при 48% «против».

Между этими двумя полюсами наблюдатели видят варианты, которые предполагают отсрочку Брэксита. Например, возможность выработать новый вариант договора между Лондоном и Брюсселем. Однако сомнительно, что ЕС пойдет на это. Во всяком случае, из уст самых высокопоставленных еврочиновников звучали ранее предупреждения о том, что время торга прошло, и либо такой договор, либо никакого – эта же мысль прозвучала от лица ЕС и сейчас: «Мы продолжим процесс ратификации соглашения, достигнутого с правительством Великобритании. Это соглашение было и остается лучшим и единственным способом обеспечить упорядоченный выход Великобритании из Европейского союза».

Да и с отсрочкой не все так гладко – в Евросоюзе дали понять, что готовы ждать максимум до середины лета.

Уже сейчас по итогам голосования в британском парламенте лидеры объединенной Европы хотят получить более-менее четкое представление о дальнейших шагах Лондона. «Я призываю Соединенное Королевство как можно скорее прояснить свои намерения, – настаивает глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер и напоминает. – Время почти истекло».

Что касается России, то ей, похоже, остается запасаться попкорном и с интересом наблюдать за тем, как ломаются копья на британском политическом поле. Учитывая то, что уровень отношений с Лондоном у нас находится ниже плинтуса, вряд ли кого-нибудь в Москве могут расстраивать неурядицы Терезы Мэй. Впрочем, в остальном – вне зависимости от того, состоится ли Брэксит, останется ли Британия в ЕС – мало что изменится. Взять те же санкции – не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понимать: даже уйдя из Евросоюза, Великобритания просто заменит Есовские антироссийские санкции аналогичными своими (а то еще и сверху добавит).

ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ

«Формально у Мэй есть еще несколько дней, около трех, чтобы предложить парламенту план «Б», который она должна еще успеть согласовать при этом с Брюсселем, – комментирует «МК» доцент кафедры интеграционных процессов МГИМО Александр Тэвдой-Бурмули. – Она должна выработать некий компромиссный вариант (но вряд ли какой-то компромисс возможен, учитывая какой перевес голосов был у противников). Потом Мэй надо предложить проект Брюсселю, там должны дать согласие, после чего она возвращается с этим согласием в Лондон – и повторяется процедура голосования. Это крайне маловероятно. Скорее всего, не успев согласовать ничего, Великобритании просто будет вынуждена 29 марта выйти из ЕС без соглашения.

Если британцы выходят без соглашения – это очень травматичный вариант. Потому что фактически Великобритания становится «третьей страной» для ЕС. Это означает, что вводятся все нормы, касающиеся третьих стран с точки зрения поведения британских экономических агентов на территории Европейского союза, товары из Соединенного Королевства будут проходить таможенную границу. Не только единого рынка не будет, но и зоны свободной торговли. Естественно, будут оборваны финансовые отношения – Лондон не должен будет ничего платить, как это предполагалось. Но с другой стороны, ничего и не получит.

Теоретически возможен другой вариант: парламент внезапно, осознав всю глубину проблемы, принимает решение о «переголосовании» референдума. И в этом случае, скорее всего, Брюссель сочтет возможным отложить процедуру выхода.

С точки зрения внутриполитических последствий, вероятны, конечно, досрочные выборы парламента и отставка Мэй. Она сейчас на развилке, и, вероятно, ее ждет конец политической карьеры. В первом случае (при выходе без сделки) британцы столкнутся с большими проблемами – следовательно, карьера Мэй заканчивается. Во втором случае (с повторным референдумом) – опять-таки не Мэй это должна делать, потому что она была против. В этом смысле она находится в тупике. Но в целом в стране начинается ужасная турбулентность, при которой очень сложно вообще что-то предсказать»

«Британский парламент не оставил возможности изменить ситуацию. Раньше выбор был между двумя вариантами: или соглашение, или выход без соглашения. Один вариант отпал, остался единственный, – комментирует «МК» заведующий отделом европейской безопасности Института Европы РАН Дмитрий Данилов. – Если предположить гипотетическую возможность того, что британский парламент может каким-то образом договориться по желательным поправкам и т.д., то в техническом плане до 29 марта уже ничего не удастся сделать. Тем более даже попытаться провести повторный референдум – это за пределами возможностей, не говоря уже о том, что все эти политические варианты просматривались и были отвергнуты. Поэтому решение по существу окончательное.

Здесь проблема состоит еще и в другом, что проголосовав против соглашения, британский политический класс и британская элита фактически оказались расколоты. И этот раскол будет оказывать теперь влияние на всю последующую политику Британии. Противоречия будут углубляться и самым негативным образом сказываться на британской политике.

По существу, голосование в парламенте сейчас продемонстрировало, что у Британии нет не только возможности найти оптимальный путь выхода из ЕС, но и стратегического видения того, как строить политику без Евросоюза. И этот внутренний раскол будет серьезнейшим образом осложнять выработку британской стратегии. Теперь европейско-британские отношения ожидают не лучшие времена.

Что касается политической карьеры Мэй, думаю, что ее ждет отставка. Потому что фактически ей объявлен вотум недоверия, и по принципиальнейшему вопросу будущего Великобритании британский парламент сказал «нет».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27880 от 17 января 2019

Заголовок в газете: Катастрофический рекорд Терезы

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру