Уйти, не предав родину: президент Казахстана Назарбаев заинтересовался досрочной отставкой

Лидер страны обратился в суд

05.02.2019 в 16:02, просмотров: 41782

В Казахстане большой ажиотаж вызвало обращение президента Нурсултана Назарбаева в Конституционный суд республики с просьбой разъяснить статью Конституции об основаниях для досрочного прекращения полномочий президента. Тут же активизировались слухи о том, что патриарх казахской политики (Назарбаев правит Казахстаном с 1990 года) собирается на покой.

Уйти, не предав родину: президент Казахстана Назарбаев заинтересовался досрочной отставкой

Однако сам политический долгожитель тут же поспешил успокоить взволнованную общественность: никаких досрочных выборов проводить он не планирует. К слову, «утечки» о возможной отставке Назарбаева имели место и раньше. В последний раз его возможный уход на пенсию казахстанские СМИ обсуждали в 2018 году. Что же означает нынешнее обращение Назарбаева в Конституционный суд? Ситуацию в интервью «МК» прокомментировал заведующий отделом Казахстана и Средней Азии Института стран СНГ Андрей Грозин.

- Самое важное: в условиях Казахстана делать какие-либо прогнозы, тем более по такому острому вопросу, как транзит высшей власти, весьма затруднительно. Потому что вся информация по этому поводу есть только у одного человека – самого Нурсултана Назарбаева. Делать прогнозы здесь бессмысленно. Как, когда и при каких условиях будет уходить президент – зависит только от него самого.

- Зачем же он обратился в Конституционный суд именно сейчас?

- Есть разные предположения. Кто-то говорит, что это подготовка транзита власти. Но я все-таки склоняюсь к другой версии. Не исключено, что это вызвано просто необходимостью подчистить некоторые законодательные «хвосты». Пункт 3-й статьи 42-й Конституции Казахстана, за разъяснением которой Назарбаев обратился, говорит о том, что президент может досрочно уйти со своей должности только по двум основаниям: если он физически не в состоянии исполнять свои обязанности, или если он совершил государственную измену. А по собственному желанию он уйти не может.

- То есть Назарбаев хочет уйти с поста, не став при этом изменником Родины и не расписавшись в своей недееспособности?

- Конституционный суд в Казахстане можно назвать независимым очень условно. Поэтому он в итоге даст такое разъяснение, которое будет инициировано самим Назарбаевым. Я думаю, что суть поправок сведется к тому, что президенту разрешат уходить по собственному желанию. Без ссылок на состояние здоровья и тем более обвинений в госизмене. Не стоит забывать, что последние выборы в Казахстане прошли досрочно в апреле 2015 года. Там получается технический зазор по времени. Если выборы пройдут в установленный законом срок, то они должны состояться в 2020 году. Но в Казахстане очень много говорят о том, что выборы пройдут досрочно, уже в этом году. Из пяти президентских выборов в Казахстане четыре были досрочными. Поэтому есть основания полагать, что и следующие выборы будут досрочными.

- Какие же сценарии возможны? Ведь уход Назарбаева рано или поздно все же состоится.

- Возможны два сценария. Либо президент объявит об уходе в отставку по собственному желанию до президентских выборов, которые должны пройти в декабре 2020 года. Президентские полномочия перейдут к главе Сената (верхняя палата парламента). Тот, кто будет на тот момент возглавлять Сенат, тот и станет следующим президентом. А Назарбаев останется таким казахским Дэн Сяопином, который будет с высоты птичьего полета наблюдать за тем, что там происходит. И выступать в роли арбитра между ведущими финансово-промышленными группами или кланами. Либо второй вариант. Президент участвует в выборах, переизбирается на свой пост и уже потом в подходящий для себя момент может уйти в отставку. В таком случае преемник будет руководить страной в статусе исполняющего обязанности. До выборов он будет укреплять свои позиции и обеспечит свое избрание. Естественно, при покровительстве Назарбаева как бессменного председателя Совета безопасности Казахстана, который по своему статусу сейчас выше всех прочих институтов власти.