Задержание экс-министра Ишаева обозначило смену вертикали власти

Страна начала движение в сторону принципа управляемой неопределенности

Если так пойдет и дальше, то вскоре в местах не столь отдаленных можно будет создавать клуб экс-министров кабинета Дмитрия Медведева. Задержание бывшего министра по развитию Дальнего Востока и бывшего многолетнего губернатора Хабаровского края Виктора Ишаева менее чем двое суток спустя после задержания отставного министра без портфеля Михаила Абызова — это, скорее всего, чистое совпадение. Но совпадения тоже бывают разные — либо чисто случайные, либо символические и «говорящие». Попадание за решетку двух влиятельных бывших членов правительства на протяжении всего одной недели точно из разряда последних. Неформальный баланс сил внутри российской власти еще больше сдвигается в сторону силовой вертикали. Страна начинает потихоньку управляться на основе нового принципа — принципа управляемой неопределенности.

Страна начала движение в сторону принципа управляемой неопределенности

Я без особого удивления воспринял задержание «эффективного молодого менеджера» чубайсовского призыва Михаила Абызова. У меня есть знакомые из числа ветеранов МВД, которые ждали этого момента, еще начиная, как минимум, с 1999 года. Но вот задержание Виктора Ишаева, честно признаюсь, меня потрясло. Ишаев относится к числу политиков-глыб, политиков-легенд, управленческих гигантов, которые спасли Россию от полного коллапса в 90-ые годы. Виктор Ишаев не был человеком, с которым можно было легко договорится. Даже процедура его назначения на пост главы администрации Хабаровского края осенью 1991 года вылилась в крайне нетипичный для наших коридоров власти скандал. Услышав из уст тогдашнего начальника контрольного управления президента РФ Валерия Махарадзе, что Ельцин подписал указ о его назначении, Ишаев не стал «благодарить за доверие», а начал, напротив, предъявлять претензии: «Почему со мной не посоветовались?» Согласно воспоминаниям участников тех событий, кончились эти пререкания тем, что горячий Махарадзе не выдержал и с криком « Пошел на ...отсюда!» выгнал строптивого нового назначенца из своего кабинета.

Из кабинета в Белом доме привыкший, видимо, к такой манере общения за время своей работы на производстве Виктор Ишаев вышел без лишних разговоров. А вот пост хозяина Хабаровского края он не покидал почти 18 лет. Почему Ишаев так надолго задержался на этой непростой должности? Ответ кроется в событиях, которые произошли почти сразу после его прихода в краевую власть. Как рассказал мне хабаровский старожил, зима 1991-92 была в городе очень тяжелой. Изношенная советская коммунальная инфраструктура то и дело давала сбой: трубы лопались то здесь, то там. Пытаясь согреться, люди жгли костры на улицах. Помощи от федерального центра ждать было бессмысленно. Вся Россия представляла из себя зону сплошного кризиса. Спасти свои регионы от совсем уж страшной участи могли лишь главы администраций( так тогда именовались губернаторы), которые умели рассчитывать только на собственные силы и не боялись брать на себя ответственность.

Ишаев — не боялся. На подведомственной ему территории обладавший жестким и требовательным характером губернатор старался контролировать все и всех. Но при этом он не был держимордой и всегда был открыт для общения. Мои знакомые из Хабаровска вспоминают Ишаева как патриота своей малой и своей большой родины, настоящего государственника, человека, который спас в крае социалку в самые тяжелые годы для страны. Из вышеперечисленного, естественно, никоим образом не следует, что задержанный экс-губернатор не виноват в том, что ему сейчас предъявляют. Из этого следует другое: в кругах российской элиты Виктор Ишаев был человеком с очень высоким неформальным статусом. Бывший губернатор Хабаровского являлся фигурой из одного ряда с Лужковым, Шаймиевым, Рахимовым, другими «дедами», которых не обязательно все любили, но к которым даже враги относились с невольным уважением.

Теперь выяснилось: в нынешней политической реальности ни статус «заслуженного политического деда», ни почтенный возраст ( 16 апреля Ишаеву исполнится 71 год), ни достаточно давний уход из государственных управленческих структур еще ничего гарантируют. В элите этот сигнал уловили очень четко — уловили, думаю, еще даже до ареста Виктора Ишаева, который в этом контексте стал лишь «вишенкой на торте». Официально нам предлагается радоваться: мол, неприкосновенных в стране больше нет! Но радоваться как-то не очень получается. Все в России знают, что неприкосновенные в стране по-прежнему есть - пусть даже их фамилии не очень принято произносить вслух.

Вне зависимости от конкретных обстоятельств «дела Ишаева», все это создает в кругах российской элиты совершенно особый психологический климат — климат управляемой неопределенности - управляемой, естественно, из силовых структур, где на ходу куются новые и переформируются старые привычные правила игры. В преддверии транзита власти ( это только кажется, что пять лет — это много, на самом деле 2024 год наступит если не завтра, то в крайнем случае послезавтра) подобные процессы являются и вполне естественными, и даже ожидаемыми. Элите «посылаются флюиды» - не расслабляйтесь,товарищи, и не пытайтесь идти не в ногу или, не дай бог, затеять собственную игру. Лучше всего сидеть и бояться — авось пронесет! В случае с Виктором Ишаевым — не пронесло. Но его пример другим наука — непонятно, какая именно, но точно наука.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27938 от 29 марта 2019

Заголовок в газете: Диктатура неопределенности

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру