В Киеве вспомнили о расследовании трагедии в одесском Доме профсоюзов

«Начинать надо с других людей»

Государственное бюро расследований изучает степень вовлеченности бывшего спикера Верховной Рады Украины Андрея Парубия в события 2 мая 2014 года в Одессе. Его подозревают в организации массовых беспорядков, которые привели к гибели людей. Расследование начато по заявлению известно украинского юриста Андрея Портнова. Неужели «дело 2 мая» наконец-то сдвинулось с мертвой точки? Есть ли шанс увидеть на скамье подсудимых, а потом и на нарах истинных виновников трагедии, которая случилась более 5 лет назад?

«Начинать надо с других людей»

О непосредственной причастности «коменданта Майдана» к страшным событиям 2 мая 2014 года в Одессе говорили уже давно и многие. Тогда в ходе столкновений между пророссийскими активистами движения “Куликово поле» и национал-радикалами, а также во время пожара в Доме профсоюзов погибло только по официальным данным 48 человек. Независимые расследователи называют более высокие цифры. Парубий, занимавший тогда пост главы Совета национальной безопасности и обороны, «наследил» в Одессе основательно. Сохранилась видеозапись его посещения блок-поста «самообороны Майдана» накануне событий, когда он привез «патриотам» бронежилеты. Бывший заместитель главы одесской милиции Дмитрий Фучеджи в своем давнем интервью говорил, что «Парубий, когда приехал в Одессу, провел несколько совещаний. Одно – с силовиками, второе – с сотенными Майдана, третье – с самообороной и так далее».

Мы попросили прокомментировать новость о попытке привлечь к уголовной ответственности Парубия непосредственных участников событий, чудом выживших в пожаре в Доме профсоюзов.

Активист Куликова поля, ныне политэмигрант Олег Музыка:

- Инициатором дела против Парубия является Андрей Портнов – юрист, адвокат (бывший замглавы администрации президента при Януковиче – М.П.), который недавно вернулся в Украину. Когда я услышал эти новости, я воспрял духом и начал искать выходы на Портнова, чтобы поделиться с ним информацией, которой я обладаю. Пока это не увенчалось успехом.

- Вы верите в то, что на этот раз все серьезно и дело не ограничится только пиаром?

- Конечно, хочется верить, что это дело против Парубия выльется во что-то реальное. Но надежды на то, что будет проведено справедливое расследование, у меня мало. Потому что многие из нас считают виновником того, что произошло в Одессе, олигарха Игоря Коломойского. После 2 мая губернатором стал его человек - Палица. А, как известно, есть мнение, что Зеленского сделал президентом именно Коломойский. Зеленский за время своего президентства уже три раза был в Одессе. Но ни разу не нашел времени, чтобы прийти к Дому профсоюзов и просто почтить память погибших там граждан Украины.

- Что бы вы могли посоветовать тем кто ведет расследование?

- Парубий в тот период был руководителем СНБО, и он может аргументировать свое присутствие в Одессе тем, что просто выполнял свои должностные обязанности. На мой взгляд, нужно начинать с тех людей, которые тогда были непосредственными участниками событий, исполнителями, действия которых привели к трагедии. Эти люди известны, они достаточно откровенно рассказывали о своей роли в событиях 2 мая и в 2014-м, и в 2015-2016 годах. Давали интервью, которые сохранились и их легко найти. Рукописи не горят.

- Кого вы имеете в виду конкретно?

- Например, я читаю сейчас интервью активиста Евромайдана Руслана Форостяка, которое он дал изданию «Думская.нет» в апреле 2015 года, в канун первой годовщины трагедии. (Форостяк, как представляет его издание – «специалист по безопасности», один из основателей батальона «Шторм» и военно-патриотического лагеря «Укроп» - М.П.). К сожалению, я не видел этого интервью раньше. В нем он рассказывает, что имел непосредственные контакты с Парубием, выполнял его приказы. Рассказывает, как перемещались по Одессе боевые группы. Говорит, что губернатор Немировский был слабым и нерешительным руководителем, всего боялся. Поэтому Форостяк был на постоянной связи с СНБО и получал оттуда инструкции. (После 2 мая Форостяк, оставаясь гражданским лицом, был назначен ведущим консультантом начальника Главного управления полиции в Одесской области. Уроженец Львова, Форостяк остался в Одессе после окончания института инженеров морского флота. – М.П.)

Цитаты из интервью Форостяка:

«Он (Парубий – М.П.) координировался в Одессе со мной и с Сергеем Гуцалюком (в то время – помощником главы СНБО, т.е. Парубия – М.П.)».

«У нас постоянно находилось около обладминистрации несколько микроавтобусов с огнестрельным оружием. Мы даже арендовали квартиры возле ОГА, где были установлены снайперские позиции».

- Я совершил одну ошибку. – продолжает Олег Музыа. - Не зная об участии Форостяка в событиях 2 мая и считая его честным сотрудником милиции, я вступил с ним в переписку, сообщил, что обладаю информацией и готов помочь в расследовании, выступить свидетелем.

- Какую информацию вы ему предложили?

- О роли подполковника милиции Мадея Анатолия Ивановича. 2 мая в 8 утра он был на Куликовом поле. Подошел ко мне и попросил сопровождение, чтобы обследовать наш лагерь на наличие огнестрельного и холодного оружия, «коктейлей Молотова». Я ему выделил дружинника, который с ним прошелся по лагерю, и он потом сказал мне, что в лагере никакого оружия нет. Когда меня и других выживших в Доме профсоюзов задержали и я находился в городском УВД на Преображенской, 44, этот же человек пригласил меня в кабинет, где организовал мою беседу с двумя сотрудниками СБУ из Киева. Этот человек может подтвердить, что он обследовал наш лагерь, и там не было оружия. Я все это писал Форостяку, но в итоге получил от него письмо, что нечего расследовать, и так всем все ясно. А потом я увидел это интервью, где он признается, что руководил боевыми группами, рассказывает, что на Жуковского, 36, где был штаб Правого сектора (запрещен в РФ – М.П.) у них 2 мая находилось более 200 человек с оружием. Что приехали из Винницы с оружием и из Николаева 40 человек. Мои пожелания тем, кто ведет это дело, начинать расследование именно с таких, как Форостяк или Сергей Гуцалюк.

- Гражданин Грузии Цезари Баджалидзе в 2018 в интервью израильским журналистам рассказал, что Парубий командовал группой грузинских наемников, которая действовала в тот день в Одессе: «В Одессе командовал он. Он дал четкую команду: приехать, выйти, разрушить все, поджечь и уйти». У меня есть фотография надписи на грузинском языке на стене Дома профсоюзов. У вас есть информация об участии грузин?

- Конкретно о том, что там была грузинская группа, я узнал только из израильского фильма. Но среди моих знакомых был грузин по имени Каха, ныне покойный. У него в Одессе был бизнес на автовокзале, он занимался пассажирскими перевозками. Случайно я увидел его на одном из видео. Он был среди тех украинских националистов, которые избивали нас в тот момент, когда нас грузили в автозаки. Я знал его лет 10, мы гуляли в одних компаниях, на днях рождения общих знакомых.

Алексей Албу, в прошлом депутат Одесского облсовета:

- Я воспринял эту новость достаточно позитивно, ведь через Парубия можно выйти и на других организаторов данного преступления, а также на непосредственных исполнителей. Однако мотив возбуждения данного уголовного дела - не жажда справедливости, а политическая необходимость. Я считаю, что основные причины две: желание поскорее закрыть вопрос с этим ужасающим событием, пролистнуть данную страницу истории Украины, а также - получение рычага политического влияния на Парубия и других высокопоставленных украинских чиновников, которые находились у власти в апреле-мае 2014 года.

- Вы упоминали как-то об участии грузин в тех событиях. Что вам об этом известно?

- Группа грузин была использована организаторами как одна из штурмовых групп. Об этом признался один из участников, также мы могли видеть надписи на грузинском языке, оставленные нападавшими на Дом профсоюзов. Однако, насколько известно мне, это не была основная группа. Там были другие люди, выполнявшие грязную работу. И сегодня появился луч надежды, что эти негодяи будут наказаны по закону.

- Почему события 2 мая до сих пор не расследованы по-настоящему?

- Было достаточно много попыток проводить расследование данного преступления, как государственными институтами, так и общественными. В мае 2014 года была создана комиссия Верховной Рады по расследованию событий в Одессе 2 мая, а также событий в Мариуполе 9 мая 2014 года. Так вот, есть официальный отчёт работы данной комиссии, в котором прямо говорится, что руководство МВД и СБУ саботирует расследование данных преступлений, отказывается предоставлять имеющуюся у них оперативную информацию, что, кстати, является нарушением закона Украины о статусе народных депутатов. Я уверен, что сохранилось огромное количество материалов, которые лягут в основу полноценного расследования.

- Кроме Парубия, кого вы считаете виновниками трагедии?

- У меня есть устоявшееся мнение на этот счёт, и я бы с радостью помог следствию теми силами, которыми я располагаю. Однако я не уверен, что расследование окажется объективным, так как цепочка может привести к людям, входящим в круг приближенных сегодняшнего президента Украины. Скорее всего, они ограничатся наказанием лишь отдельных второстепенных исполнителей, но никак не реальных организаторов.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру