Президентское противостояние в Афганистане: эксперт рассказал о сенсации

Эксперт: «Не стоит ждать серьезных изменений и подвижек»

Согласно предварительным данным, по результатам состоявшихся три месяца назад выборов президентом Афганистана на второй срок остается Ашраф Гани, набравший 50,64% голосов. Его главный оппонент, премьер-министр Абдулла Абдулла, получивший 39,52%, не согласился с итогами выборов и назвал их «мошенническими». Он намерен подать апелляцию в Верховный суд страны. Как будет развиваться эта ситуация, и могут ли выборы снова стать источником политической нестабильности в стране?

Эксперт: «Не стоит ждать серьезных изменений и подвижек»

Выборы в стране состоялись еще 28 сентября, однако из-за протестов сторонников Абдуллы, заявляющих о подтасовках и нарушениях в ходе голосования, их результаты до сих пор официально не оглашены. По мнению эксперта, долгий подсчет голосов — это часть современной афганской политической традиции. Более того, на президентских выборах результаты подсчитали еще довольно быстро – всего за 3 месяца. В прошлом году результаты парламентских выборов огласили только через 7 месяцев.

«Сенсацией здесь является то, что впервые за все время проведения выборов в новейшей истории Афганистана, президент определился уже в первом туре, - комментирует «МК» политолог и востоковед Андрей СЕРЕНКО. – Поэтому успех Ашрафа Гани — это поистине его важнейшее достижение. Кроме того, я уверен, что те предварительные итоги, которые были оглашены в воскресенье, и станут окончательными. Не стоит ждать никаких серьезных изменений и подвижек. Результат стал достаточно предсказуемым для тех, кто погружен в афганскую политическую ситуацию».

Помимо долгого подсчета голосов, в Афганистане существует вторая политическая традиция — никогда не признавать победу конкурента сразу. Если бы итоги выборов были обратными, и победил бы Абдулла, Гани бы также подал апелляцию в Верховный суд. Афганские политики используют подобного рода демарши в качестве элемента подготовки к политическим торгам. Это их третья политическая традиция. Мало выборы выиграть или проиграть. Надо затем уметь умело торговаться, вести политические переговоры, в ходе которых добиваться компромисса.

«Афганцы предпочитают вести эти переговоры именно таким образом. Представляете, если бы Абдулла вдруг сказал: «Я признаю победу Гани». Признал, значит свободен. О каких торгах может тогда идти речь?», - продолжает Серенко. Эксперт уверен, что Абдулла подаст жалобу в Верховный суд, сделает заявление, что он категорически не согласен с итогами выборов и назовет их сфальсифицированными. То есть, будет делать все то, что обычно в этих случаях делает проигравшая сторона. Здесь нет ничего драматичного, это всего лишь часть игры. Подготовка к политическим торгам начнется после официального объявления результатов, которые уже точно не будут пересмотрены.

«Когда команда Абдуллы обвиняет команду Гани в том, что они якобы «нечистоплотно» и бесстыдно вели себя при подсчете голосов в каких-то провинциях, не сомневайтесь, что вторые могут то же самое предъявить первым», – заверяет Андрей Серенко. Одна из причин, по которой был затянут подсчет голосов заключался в том, что в семи северных провинциях Афганистана, которые контролируют сторонники команды премьер-министра, была заблокирована работа некоторых избирательных комиссий. По данным эксперта, это было связно именно с тем, что не все было честно с результатами Абдуллы. Он очень боялся, что пересчет голосов приведет к тому, что будут выявлены массовые фальсификации в его пользу.

Андрей Серенко напомнил о так называемом «Правительстве социального единства», которое было сформировано в 2015 году. Во главе проекта стояли президент Гани, требовавший развития социально-экономического и политического аспекта жизни страны, и премьер Абдулла, стремившийся провести многочисленные реформы, с целью построить прогрессивный Афганистан. Тогда появилась надежда, что ситуация в стране исправима, и, даже более того, существует возможность построить новую концепцию «одна страна – одна нация». Специально для Абдуллы была придумана должность, «глава исполнительной власти», которой даже нет в конституции. «Теперь, когда Абдулла проиграл, становится понятно, что эту должность Гани своим указом ликвидирует. А лишившись ее, Абдулла рискует остаться безработным»,- отметил эксперт.

Абдуллу Абдуллу ждет действительно непростое время. Ему будет непросто сохранить свой пост, поэтому он с помощью критики, заявлений, подачи исков, информационного шума будет всячески стараться принудить и подтолкнуть Гани к переговорам с собой. Серенко считает, что правительство социального единства, которое существовало последние 5 лет, уже показало свою неэффективность, поэтому скорее всего, оно прекратит свое существование.

«Старший гражданский представительно НАТО Николас Кей, за три недели до объявления голосов объявил, что новое правительство в стране должен сформировать именно победитель, а не коалиция. Хотя, конечно, коалиционного характера не избежать. Поэтому нет никаких сомнений, что поддержу альянса Ашраф Гани уже точно получит, как человек, который практически единолично будет формировать правительство», – заключил Андрей Серенко.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру