Праймериз в США подчеркнули феномен Берни Сандерса

"В свадебное путешествие съездил с женой в Советский Союз, проведя отпуск в Ярославле"

В Соединенных Штатах Америки начались праймериз, а это значит, что гонка за Овальный кабинет вошла в горячую фазу. У республиканцев все очевидно: там Дональду Трампу ни один серьезный политик вызов не бросил. А вот в Демократической партии идет настоящая бойня за право стать единым кандидатом. За прошедший год фаворитами этой гонки были разные люди: уже вылетевшая из борьбы Камала Харрис, серьезно сдавшая Элизабет Уоррен и стабильно поддерживаемый истеблишментом Джо Байден. Однако к самому началу праймериз, кажется, ситуация рискует обратиться в бой «один против всех» — и это очень опасно для всей Демократической партии. По итогам первых праймериз и кокусов лидером среди демократов стал левый политик Берни Сандерс.

"В свадебное путешествие съездил с женой в Советский Союз, проведя отпуск в Ярославле"

Самый старый бунтарь Штатов

Берни Сандерс — феноменальный политик. Во-первых, он занимается активной политической деятельностью больше 50 (!) лет. Во-вторых, он не является зарегистрированным демократом, но при этом колоссальнейшим образом влияет на партию. В-третьих, рейтинги Сандерса по своему штату Вермонт можно назвать очень высокими, он стабильно набирает на выборах в районе 70%, предварительно победив настоящих, зарегистрированных в партии демократов.

Сложно спорить с тем, что Берни Сандерс один из самых узнаваемых сенаторов в Штатах. Он олицетворяет собой левое «прогрессивное» крыло партии. И чем больше оно набирает вес, тем меньше это устраивает традиционный партийный истеблишмент. Про Сандерса в свое время говорили, что его стоит считать за полноценного демократа, ведь он в 98% случаев голосует, как и эта партия. Но это не совсем верно — взгляды Берни соответствуют позициям Демпартии, и кое-где даже превосходят их по радикальности, но сам Сандерс не демократ. Демократы иногда идут на компромисс, иногда ставят интересы партии выше личных убеждений и делают все «как надо». А Сандерс идейный. Наверное, даже самый идейный из всех американских политиков, ни Уоррен, ни уж тем более Байдену такой уровень готовности жертвовать чем-то ради своих взглядов не присущ.

Именно поэтому Сандерс — ночной кошмар для традиционных элит Демократической партии. Если он станет кандидатом, то можно не рассчитывать на какое-то взаимодействие: этот политик не будет жертвовать своими амбициями ради того, чтобы спасти тонущего сенатора с умеренными взглядами, он не согласится на жирный чек от бизнес-корпорации и распугает всех инвесторов. Шутка ли, Сандерс до сих пор принимает пожертвования только от частных лиц и при этом умудряется собирать ощутимо больше, чем традиционные кандидаты, не чурающиеся помощи крупного бизнеса.

Back in the USSR

Обычно с возрастом люди становятся более консервативны по взглядам. Особенно это касается тех, кто прошел путь от низов до самых вершин и многого добился. И вроде бы Бернард Сандерс прошел путь от еврейского мальчика из Бруклина до сенатора и одного из самых известных людей Америки, но в его взглядах мало что изменилось. Разве что они стали еще более радикальными за прошедшие годы, отодвигая Сандерса на самый край левого спектра Демократической партии. Да что там, он настолько левый, что официально даже не выходит в состав «партии ослов»!

Давайте пробежимся по взглядам Берни Сандерса. Он любит говорить, что он социалист, но прямо-таки социалистом в традиционном понимании не является. Сандерс не горит желанием разрушить до основания капиталистический строй, но для США даже те идеи, которые проповедует сенатор от Вермонта, крайне радикальны. Он выступает за законодательное закрепление минимальной зарплаты на уровне 15 долларов в час (почти 1000 рублей по текущему курсу), требует резкого повышения налогов для богатых и дополнительную финансовую нагрузку на корпорации. Именно те деньги, которые планируется собрать с толстосумов, Сандерс хочет пустить на поддержку наиболее уязвимых слоев населения. А планы у него поистине грандиозные.

В первую очередь, Берни Сандерс уверен, что образование должно быть бесплатным. Это традиционно очень привлекает симпатии студентов, которые, как правило, выходят из вузов с большими долгами и кредитами. Но на одном лишь обучении Сандерс не хочет останавливаться: по его мнению, медицинская помощь должна быть абсолютно бесплатной и общедоступной.

Кроме того, Сандерс известен как наиболее прогрессивный политик по социальным вопросам. Он боролся за права афроамериканцев уже полвека назад! Также сенатор идейный противник стен и запретов, позитивно настроен к мигрантам и меньшинствам всех мастей — от религиозных до сексуальных.

Берни Сандерс в свое время был известен тем, что в свадебное путешествие съездил с женой в Советский Союз, проведя отпуск в Ярославле. Как едко выразился сенатор-республиканец Линдси Грэм: «Берни Сандерс уехал в СССР на медовый месяц и так и не вернулся оттуда». Взгляды этого политика многими считаются популистскими, но у него есть колоссальная поддержка. После первых праймериз Сандерс обошел Байдена и занял место №1 в рейтинге Демпартии. И это может породить самую большую коалицию среди всех остальных политиков.

Теория заговора

Рассказы о том, что против Берни Сандерса ведется грязная игра, могли бы показаться досужими размышлениями и дешевыми спекуляциями, но есть один аспект, который заставляет относиться к ним со всей серьезностью. Это история.

Дело в том, что четыре года назад была похожая ситуация, когда в рядах демократов шла жесткая борьба за пост единого кандидата. И Берни Сандерс был обманут партийными элитами, которые изначально решили выдвинуть Хиллари Клинтон. Тогда для сторонников сенатора из Вермонта закрывали базы данных, сами сторонники загадочным образом пропадали из списков зарегистрированных демократов и лишались права голоса, да и в целом члены партийного истеблишмента постоянно вели переписку, размышляя, как остановить Сандерса (и в результате она оказалась в открытом доступе).

Тогда Берни Сандерс принял победу Хиллари Клинтон, и казалось, что он распрощался с шансами на то, чтобы стать президентом. Но Клинтон внезапно проиграла Трампу и вышла из большой игры, а сейчас Сандерс идет в бой против раздробленного, как никогда, партийного истеблишмента. Так что ему может помешать?

Сейчас у Сандерса есть только один путь к победе: он должен набрать большинство выборщиков. В этом ему мешает фрагментированность электорального поля. На голоса избирателей реально претендуют шесть демократических кандидатов, и это еще Эндрю Янг завершил свою кампанию, не добившись успеха в Нью-Гэмпшире. Для двух-трех кандидатов из этой шестерки скоро все закончится, и они потеряют даже теоретические шансы попасть в Белый дом, вот только их голоса останутся у них. И те делегаты, которых они раздобыли на раннем этапе, тоже останутся у них. За кого проголосуют эти люди на партийном съезде, если их лидер уже завершит кампанию? Теоретически, это предсказать сложно. Практически, они могут объединиться вокруг того кандидата, который удобен истеблишменту. Условный Пит Буттиджич, Джо Байден или (чем черт не шутит!) Элизабет Уоррен могут собрать голоса всех, кто голосовал не за Сандерса.

Не надо забывать и про такую вещь, как суперделегаты. Этот феномен очень тяжело объяснить кому-то за пределами Америки, но факт остается фактом: 15% голосов всех делегатов отдают разнообразные руководители партии, тот самый партийный истеблишмент, который ненавидит Берни Сандерса. Они вольны в своем выборе и могут голосовать без оглядки на свой электорат. Несложно догадаться, как подобные выборщики голосуют: на прошлых праймериз 547 суперделегатов поддержали Клинтон и лишь 46 — Сандерса.

Пиррова победа

Действительно, демократы могут постараться «прокатить» Берни Сандерса мимо номинации, как сделали это в 2016 году. Не факт, что это получится: четыре года назад республиканцы так же грязно играли против Дональда Трампа, но результат мы все знаем. Однако если все-таки элиты Демократической партии сумеют лишить Берни Сандерса номинации, то это вызовет огромный взрыв среди сторонников социалиста.

Они уже не верят тому, что происходит — Берни Сандерс проиграл праймериз в Айове при крайне подозрительных сбоях оборудования, которое разрабатывалось как раз на деньги победителя гонки в этом штате Буттиджича. И даже после краха электронной системы результаты не появлялись в общем доступе еще сутки, а потом они считались и пересчитывались неделю. Выглядело это все крайне подозрительно, и многие восприняли такие странные задержки как сигнал, что партия пыталась подменить результаты.

Здесь даже не так важно, действительно ли Демократическая партия пыталась коварно лишить Сандерса победы в важнейшем штате, или же просто она слишком расхлябанно подошла к вопросу проведения предварительных выборов, гораздо важнее другое: левое крыло демократов партии не верит. Повод подозревать ее уже есть, а если подобные скандалы повторятся, то активисты с высокой вероятностью могут отказаться вообще поддержать партию, как самые рьяные сделали еще после скандала 2016 года.

В таком случае Демократическая партия оказывается в ловушке. Если их элиты общими усилиями отбирают у Сандерса номинацию, левое крыло, наиболее яркое и идейное, в знак протеста голосует против общего кандидата, считая того жуликом. Это станет настоящей катастрофой в колеблющихся штатах севера, где рейтинги Сандерса очень высоки. В том же Нью-Гэмпшире сторонников социалиста больше всех, и если они откажут своей партии в поддержке, то этот штат легко возьмет Трамп. А также шансы действующего президента повысятся в таких колеблющихся штатах как Пенсильвания, Мичиган и Висконсин. Не говоря уже о том, что зашататься могут такие цитадели Демократической партии, как Миннесота и Мэн.

Но если Берни Сандерс преодолеет все сопротивление и станет итоговым кандидатом, то ситуация вряд ли серьезно улучшится. Дело в том, что социалист Сандерс очень непопулярен в более консервативных южных штатах. Сандерс гарантированно не сможет преподнести сюрприз в традиционно прореспубликанских Джорджии и Техасе, вряд ли хоть что-то сможет противопоставить Трампу в крупнейшем из колеблющихся штатов Флориде и вчистую проиграет Северную Каролину. Кроме того, под серьезным вопросом окажутся победы демократа в либеральных южных штатах: в поле боя превратятся Колорадо, Аризона и даже Невада.

И тот и другой расклад плачевен для Демократической партии. Но наиболее печальным для них является тот факт, что пока не видно ни одного кандидата, который бы мог объединить всех однопартийцев вокруг себя. Трампа может победить только тот, кто соберет вокруг себя весь актив Демпартии и перетянет на свою сторону часть центристов. Потому на данный момент не так важно, кто победит в схватке «Сандерс против всех», принципиально то, как победитель выйдет на схватку с «финальным боссом». И может случиться так, что внутрипартийная борьба настолько подорвет его силы, что он не сможет оказать даже достойного сопротивления. И тогда абсолютно неважно, кто это будет: либерал Буттиджич, социалист Сандерс или просто сорящий деньгами направо и налево миллиардер Блумберг.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28203 от 26 февраля 2020

Заголовок в газете: Берни против всех

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру