Против нарушителей голосования по Конституции примут специальный закон

Поправки по уникальной процедуре

27.02.2020 в 18:22, просмотров: 7291

В Госдуме обсудили процедуру общероссийского голосования 22 апреля 2020 года. В законе о поправках в Конституцию ее пропишут лишь в самых общих чертах, а для нарушителей избирательных прав граждан спешно внесут изменения в КоАП и УК. О том, что будет, если народ выскажется «против», и какой именно результат голосования власти признают отрицательным, пока доподлинно не известно.

Против нарушителей голосования по Конституции примут специальный закон

Законопроект о конституционной реформе, внесенный в Госдуму президентом Путиным и принятый в первом чтении в конце января, состоит из двух статей: в первой, которая разбухает на глазах, перечислены собственно поправки в Конституцию, а вторая первоначально лишь предписывала непременно вынести их на «общероссийское голосование». Накануне глава государства обсудил вопросы его проведения с членами специально созданной рабочей группы, теперь этим занялся профильный думский Комитет по госстроительству и законодательству.

Общероссийское голосование, по замыслу Кремля, состоится после того, как закон о поправках будет принят Думой, одобрен Советом Федерации, двумя третями региональных парламентов и подписан президентом. Своим указом Владимир Путин утвердит вопрос, на который должны будут ответить избиратели.

День 22 апреля 2020 года объявляется «нерабочим». Но не праздничным! Тем самым вопрос о его оплате остается подвешенным: Трудовой кодекс предписывает оплачивать работникам лишь «нерабочие праздничные дни» или дни вынужденного простоя, например. А в законопроекте никаких уточнений на сей счет делать не предполагается.

Подготовкой к голосованию займется Центризбирком. Глава ЦИК Элла Памфилова, которая участвовала в заседании комитета, напомнила: общероссийское голосование пройдет «по аналогии» с нормами закона «О выборах Президента РФ», но процедура будет «несколько проще», а возможности приближения избирательных участков к избирателю «несколько расширены». Означает ли это создание участков на крупных предприятиях и массовое применение надомного голосования? Г-жа Памфилова об этом не говорила.

Отвечая позднее на вопросы журналистов, она сказала, что поправки предусматривают использование сайта Госуслуги.ру, потому что доказавшая свою эффективность система «Мобильный избиратель» позволяет, зарегистрировавшись на официальном портале, проголосовать не по месту жительства. Что касается дистанционного электронного голосования, возможность которого закон будет допускать «при наличии условий», — ЦИК по-прежнему считает, что страна в целом к такому не готова, потому что нигде, кроме Москвы, даже пилотных проектов еще не проводилось.

Памфилова попросила депутатов до 22 апреля непременно внести поправки в Кодекс об административных правонарушениях и Уголовный кодекс, чтобы гарантировать «неотвратимость наказания» для всех нарушителей порядка голосования как со стороны власти, так и со стороны избирателей. Дело в том, что в КоАП и УК есть несколько статей, которые наказывают за разного рода нарушения и фальсификации, но только в ходе выборов разных уровней или референдумов. Никакое общероссийское голосование там не упомянуто. Г-н Крашенинников заверил, что необходимые изменения в КоАП и УК внесены будут. Речь идет об изменениях разового использования — на данный момент само общероссийское голосование рассматривается как уникальная процедура.

В ходе обсуждения Сергей Иванов (ЛДПР) настаивал, что никакое общероссийское голосование вообще не нужно, и ни Конституция, ни федеральный конституционный закон о порядке принятия поправок в нее подобной процедуры не предусматривают. И вообще, сказал он, президент не сможет не обнародовать принятые парламентом и одобренные региональными заксобраниями поправки, даже если избиратели будут «против» — потому что нет у него такого права. «Президент предложил, на первый взгляд, сложную, но приемлемую для взаимодействия с обществом схему», — только и сказал в ответ г-н Крашенинников…

В регионах очень большой интерес к Конституции, но у граждан возникает вопрос о минимальном пороге явки, сообщил Даниил Бессарабов («ЕР»). «Раз мы идем по аналогии с выборами президента, там порога явки нет», — ответил г-н Крашенинников. «Пусть народ сам решит, нужно ему это голосование или нет, это будет более демократично, тот, кто считает себя активным гражданином и хочет высказать свое мнение, — придет», — добавила г-жа Памфилова.

По аналогии с президентскими выборами следовало бы написать, что поправки будут считаться поддержанными, если за них проголосует более 50% от числа пришедших на участки (пусть и придет человек 20). Но такого рода ограничений в законе о поправках нет.

Денис Парфенов (КПРФ) обратил внимание на то, что наблюдение за процессом голосования поручено только федеральной и региональным Общественным палатам. «На полную их беспристрастность рассчитывать не приходится, в ряде регионов это просто филиалы партии власти», — заметил он.

Но г-жа Памфилова заявила, что ОП будет «не фильтровать наблюдателей, а лишь собирать все заявки», и от партий тоже — «независимо от их политических взглядов». В тексте законопроекта, кстати, говорится, что ОП получит эксклюзивное право «назначать» наблюдателей.

Тогда представитель КПРФ заявил, что, так как «архитектура власти» в России будет поправками в Конституцию изменена, было бы логично «не внедрять их все немедленно». Г-н Крашенинников признал, что действительно сначала предполагалось «лестничное вступление в силу поправок», но президент же сказал, что все они должны заработать сразу после общероссийского голосования, «так что следующий министр, который будет назначен, скажем, прямо в мае, пойдет уже через Думу».

Читайте материал «Путин получит новые полномочия сразу после голосования по Конституции»


|