В Белоруссии рассказали, чем обернется отказ Лукашенко от карантина

С врачей взяли подписку о неразглашении данных о коронавирусе

Российские СМИ сообщают, что президент Белоруссии Александр Лукашенко не вводит карантин в своей стране и вообще избегает серьезных мер по борьбе с коронавирусом, а ситуация в республике стремительно ухудшается. Там уже двое скончавшихся. Но батька продолжает делать вид, что проблем не существует. При этом появились сообщения, Минск якобы был вынужден попросить о помощи Россию. Хотя у президента Белоруссии эту информацию не подтверждают. Что на самом деле происходит в Белоруссии, «МК» выяснил у Андрея Дмитриева, лидера белорусского движения «Говори правду!».

С врачей взяли подписку о неразглашении данных о коронавирусе

- Андрей, что белорусы думают о коронавирусе, и насколько они доверяют официальной статистике?

- Во-первых, Минздрав выдает данные раз в три дня. Во-вторых, ведомство выбирает такие формулировки, что их нужно использовать не в сообщениях для СМИ, а на экзаменах по математике, потому что их очень сложно расшифровать. Пока в Белоруссии зарегистрировали только 2 смерти от коронавируса, но медики говорят, что это произошло не из-за вируса, а из-за осложнений, к которым он привел. Но по косвенным признакам видно, что у нас произошла вспышка пневмонии, а это в свою очередь говорит нам о распространении коронавируса. Кроме того, есть огромная количество общественных организаций, которые собирают различную помощь для больниц. Это говорит о том, что система здравоохранения переживает серьезную нагрузку.

- Насколько чаще люди стали болеть пневмонией?

- С официальными данными пока беда, но 31 марта медик из Витебска сообщила о 756 пациентах в ее больнице. Вообще в Белоруссии сложилась уникальная ситуация, общество делает для борьбы с коронавирусом больше, чем власть. Например, «Говори правду!» собрало 17 тысяч подписей под петицией о введении в республике «функционального карантина». Надеемся, что наши меры позволят замедлить распространение вируса, но не навредят экономике. Кроме того, есть большое количество волонтёров, которые помогают пожилым купить продукты и лекарства, люди собирают для больниц деньги на маски и бахилы, организовываются для сбора информации и ее распространения и так далее.

- Есть паника из-за коронавируса?

- Паники нет, но люди стали намного меньше посещать рестораны, кинотеатры, пользоваться общественным транспортом и так далее. По официальным данным,  пассажиропоток в метро Минска упал на 25%. При этом власти не принимали решения о закрытии предприятий, переводе людей на удаленную работу. Белорусы сами решают, как им противостоять коронавирусу. Кто-то забрал детей из школы, кто-то сократил расходы на увеселительные заведения.  Есть настороженность, а то, что власти взяли с медиков подписку о неразглашении информации, только добавляет недоверия к официальным данным.

- Что значит «функциональный карантин», и почему Лукашенко отказывается вводить ограничительные меры?

- Все, кто может, должны уйти на удаленную работу. В частности, это касается государственных служащих. Можно закрыть предприятия, у которых есть запасы на ближайшие несколько месяцев. Отправлять людей домой нужно с сохранением зарплаты. Вместе с тем нужно амнистировать всех тех, кто отбывает наказание по экономическим статьям, за оборот наркотиков и другим нетяжким преступлениям. Кроме того, мы призываем создать фонд для поддержки людей на фоне надвигающего экономического кризиса и отменить закон о тунеядцах. Сегодня в Белоруссию вернулись многие трудовые мигранты, которые зарабатывали в России и Евросоюзе. На родине они оказались без работы, а по закону о тунеядцах они должны платить больше налогов, чем остальные. То есть государство не помогает им, а обирает с двойным усердием.

- Но почему Лукашенко отказывается от карантина?

 - Он считает, что лучше умереть стоя, чем жить на коленях. Видимо, он решил принять этот вызов, чтобы всем продемонстрировать уверенность в своих силах. Помимо этого, ему может быть очень сложно признать свою ошибку. Ведь власти очень долго настаивали на том, что паника вызвана искусственно. Но нельзя сказать, что система совсем бездействует. Например, очень много делается для обнаружения и изоляции больных и всех, кто с ними контактировал. В частности, были сделаны 32 тысячи тестов на коронавирус. Но этого недостаточно. Не говоря уже о том, что об экономической поддержке людям пока практически ничего не говорится.

- Есть какие-то политические или экономические причины для отказа от карантина в Белоруссии?

- Лукашенко говорит, что у республики в отличие от России нет Фонда национального благосостояния или других запасов. Кроме того, при таких низких ценах на нефть белорусские НПЗ теряют практически весь смысл, как и транзит нефти. Наверно, правительство боится, что один камушек упадет, и рухнет вся система, поэтому делают вид, что ничего страшного не случилось.

- Есть какие-то подсчеты, сколько пациентов может выдержать белорусская система здравоохранения? 

- Пока для пациентов с коронавирусом выделили около 3,5 тысяч коек. При этом нас уверяют, что есть большое количество аппаратов ИВЛ. Хотя некоторые больницы уже ищут тех, кто может купить им эти аппараты. Больница Минска и областных центров укомплектованы относительно хорошо, но в районных центрах ситуация часто бывает плачевной. При этом вирус уже     пошел гулять по малым городам. Есть риск того, что система не выдержит массового наплыва пациентов с пневмонией.

- Как белорусы отреагировали на закрытие границы с Россией?

- С недоумением. Дело в том, что накануне главы правительств двух государств провели переговоры, по итогам которых было заявлено о прогрессе в сфере энергоресурсов и так далее. При этом возможность закрытия границы даже не упоминалась, а в заявлении Москвы не было сказано, что решение совместное. Это, конечно, противоречит принципам Союзного государства. Возможно впервые за долгое время решение по Союзному государству затронуло людей, и, к сожалению, оно оказалось негативным.

- Есть представление о том, как Белоруссия и Россия будут функционировать поле того, как Москва объявит о победе над коронавирусом?

- Маленький вирус поставил под вопрос все интеграционные процессы в мире. Особенно остро он стоит перед Союзным государством и ЕАЭС, потому что и до вируса они чувствовали себя не очень хорошо. Сегодня нам явно не хватает совместных планов по борьбе с коронавирусом и выходу из мирового экономического кризиса. ЕАЭС, Союзное государство и другие подобные образования проверяются в кризисный момент: служат они людям или нет. Если они не протянут руку помощи, то зачем они нужны? Что касается открытия границ, то тут многое зависит от позиции России. Но в перспективе намного более важными будут вопросы экономики. В условиях кризиса вполне может получиться так, что в условиях выросшей безработицы Москва начнет отказываться от иностранной рабочей силы в пользы сограждан. Точно так же начнет закрываться рынок сбыта для иностранной продукции. Конечно, Минск заинтересован в максимальной открытости, но пока Россия демонстрируют политику изоляционизма.

Есть в Белоруссии и другое мнение, им с «МК» поделился белорусский политолог Александр Шпаковский:

- В Белоруссии,  по данным Минздрава, на лечении находятся чуть более 150 человек, более 60 пациентов с положительным диагнозом на коронавирус уже выздоровели и выписаны из больниц. Подтверждена смерть двух пациентов преклонного возраста,  у которых коронавирус отягощался дополнительными тяжёлыми заболеваниями. При этом в стране активно тестируют жителей, относящих к группе риска. Проведено более 30 тысяч тестов и в пересчёте на 100 человек населения это один из лучших показателей в Европе. Белорусский Минздрав работает в тесном контакте с ВОЗ, представительство этой организации положительно оценивает действия белорусских властей по борьбе с распространением коронавируса. Кроме того, вчера президент Белоруссии Александр Лукашенко поручил представителям своей администрации пригласить в республику специальную миссию ВОЗ для совместной работы и оценки обстановки. В Белоруссии сохранена санитарно-эпидемическая служба и централизованная система здравоохранения, которая позволяет оперативно выявлять и изолировать больных, а также их контакты первого и второго уровня. Это позволяет избегать применения чрезвычайных мер, принудительной изоляции всего населения, введения армейских подразделений в города, паралича экономической жизни и нарушения базовых прав человека, которые вынуждены допускать правительства других стран.

Что касается просьб о содействии, то Беларусь направила подобные ходатайства всем своим партнерам, которые обладают значимыми ресурсами и весом на международной арене. Речь идёт о ЕС, КНР, США и РФ. Также ведутся переговоры о выделении срочного кредита по линии МВФ. Практически на всех направлениях достигнуты позитивные предварительные результаты. Подобный подход со стороны Минска представляется логичным, ибо белорусское государство также проявляет солидарность и направляет помощь партнерским странам. В частности, Беларусь была первой страной, направившей груз гуманитарной помощи в пострадавшие районы Китая, белорусская авиакомпания на днях доставила гуманитарный груз из Китая в Сербию и так далее. В этой связи откровенно злорадные публикации некоторых российских изданий с заголовками «Белоруссия просит помощи у России» выглядят кощунственно и неадекватно, не соответствуют союзным отношениям Москвы и Минска.

Читайте также: Правительство Украины разрешило открыть рынки, но людей туда не пускают

Сюжет:

Пандемия коронавируса

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28232 от 2 апреля 2020

Заголовок в газете: Наш эксперт

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру