По мнению ряда политологов, в армяно-азербайджанском конфликте, который на постсоветском пространстве тянется уже не первое десятилетие, Россия оказывается в довольно сложном положении. Особенно в последнее время.
Понятно, что с одной стороны Армения является для России важным стратегическим союзником и членом Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Но с другой стороны Ереван в последнее время стал позволять себе неоднозначные заявления, в частности, о «европейском выборе», несмотря на то, что, как и Белоруссия, очень зависит от эконоимческой помощи России.
При этом Азербайджан, который не является членом ОДКБ, не стремится в европейские структуры и не старается стать членом НАТО, как, например, Украина. Напротив, проводит более здравую политику в отношении России.
Ко всему прочему, Баку еще платит колоссальные деньги за российское вооружение, становясь для России все более и более привлекательным партнером. А потому, выражаясь языком финансистов, Армения все больше превращается для России в пассив, а Азербайджан – в актив.
Что касается замороженного армяно-азербайджанского военного конфликта из-за карабахской проблемы, то Россия здесь находится весьма в щекотливом положении. Фактически обе стороны воюют друг с другом российским вооружением.
Ситуацию прокомментировал «МК» один из авторов известного экспертного доклада «Союзники», директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов:
-То, что сейчас реально происходит на армяно-азербайджанской границе доподлинно неизвестно никому, так как информация искажается обеими сторонами. Могу только отметить, что известная всем ранее формула о том, что армяне в Карабахской войне победили выучкой, сплоченностью и духом, теперь отошла на задний план. Их преимущество в качестве военной подготовки и вооружении где-то с начала прошлого десятилетия медленно, но верно нивелировалось. Одновременно росло преимущество Азербайджана в оснащенности войск, улучшении качества подготовки военнослужащих. Тогда же Баку активно стал вкладывать средства в покупку вооружений за рубежом.
Своеобразным тестом на расклад военных сил в этом регионе стало серьезное боестолкновение на линии соприкосновения в Нагорном Карабахе в апреле 2016 года, известное еще как «Четырехдневная война». Тогда обе стороны понесли серьезные потери после применения артиллерии и авиации.
После этого армянские военные начали активно вкладываться в военную инфраструктуру и покупку вооружений, в первую очередь, в России. Армяне в последнее время серьезно подтянулись в военно-техническом плане. Последние закупки самолетов Су-30, зенитных комплексов «Тор», а до этого российских «Искандеров» должны были продемонстрировать Азербайджану, что их армия сильна не только духом, но и техникой.
Так что совершенно очевидно: ситуация в районе конфликта складывается патовая – никто не сможет одержать военную победу, а потому, мне кажется, ни одна из сторон не заинтересована в раздувании этого конфликта.
Но самое главное, армяно-азербайджанский конфликт – это одна из немногих ситуаций на постсоветском пространстве, где сходятся позиции России и Запада. Причем Запада как европейского в лице Евросоюза, так и США. Никто из мощных международных игроков не заинтересован в том, чтобы там заполыхало.
И азербайджанцы, и армяне осознают, что внешние игроки, включая Россию, здесь солидаризируются и не допустят разжигания чего-то большего, чем такого рода пограничные инциденты.