Россия превратится в ГДР: тенденции социально-экономического развития страны настораживают

Впрочем, до 2030 года еще есть время все поправить

В России накоплен богатый опыт разработки государством Стратегий развития страны. И столь же богатый, но печальный опыт их реализации.

Впрочем, до 2030 года еще есть время все поправить

Вспомним, например, судьбу «программы Грефа», которую тогдашний Центр стратегических разработок подготовил в 2000 году по заказу кандидата в президенты Владимира Путина. Спустя 10 лет авторы проанализировали ход ее выполнения и пришли к выводу, что выполнено только 36% заложенных в ней мер. Благоприятное с экономической и социальной точек зрения первое десятилетие XXI века было обеспечено, прежде всего, быстро растущими ценами на нефть, газ и другое экспортируемое Россией сырье. Но отдельные точечные реформы оказались недостаточными для того чтобы перевести экономику страны в качественно другое – «диверсифицированное», как предполагалось программой Грефа – состояние. Это в полной степени аукнулось потом и предопределило многие наши не только экономические нынешние проблемы.

В 2008 году премьер-министр Владимир Путин утвердил очередной программный документ – Стратегию-2020, подготовленный несколькими сотнями экспертов. Основной посыл этого документа: «Новая модель роста – новая социальная политика». А именно:

- новое качество экономического роста (всё та же «диверсификация»), темпы которого должны быть не менее 5% в год;

- бюджетный маневр: 4% ВВП государственных расходов забираем у обороны и безопасности и отдаем образованию и здравоохранению.  

Что мы имеем за истекшее с той поры десятилетие? Экономический рост в среднем примерно 1% в год и никакого «бюджетного маневра».

С тех пор никаких программных документов наша власть и не пыталась создать. Вместо этого появился новый жанр – т.н. «майские» указы Президента, которые Владимир Путин подписывал сразу же после своей очередной инаугурации. В 2018 году в таком указе он установил несколько «национальных целей», намеченных к достижению до 2024 года. Тогда это было подано как программа развития страны на ближайшие 6 лет, а правительство разработало целую кучу «национальных проектов» и «федеральных программ» о том, как Россия будет двигаться в свое «светлое будущее».

Многие эксперты, в том числе и я, сразу же после подписания «майского» указа 2018 года выразили сомнение в реальности достижения поставленных там задач. Наш скепсис фактически поддержала Счетная Палата. На ее сайте ведется мониторинг достижения «национальных целей» (https://ng.ach.gov.ru). Что же там мы видим, зайдя на этот сайт 26 июля? Вот что происходит с основными социальными параметрами:

1. Естественная убыль населения России продолжила увеличиваться и в 2019 году. А ведь к 2024 году ее должен сменить естественный прирост населения (рождаемость больше смертности).

2. Продолжительность жизни в прошлом году подросла на 0,4 года. В оставшийся до 2024 года 4-летний период она должна увеличиться, чтобы достичь целевого значения, на 4,7 года. Это ненаучная фантастика.

3. Реальные доходы населения, которым был предписан устойчивый рост, в первом квартале этого года (т.е. до пандемии) снизились на 0,2% по сравнению с тем же периодом прошлого года.

4. Уровень бедности в прошлом году снизился на 0,3 процентных пункта и составил 12,3%. За оставшийся до 2024 года 4-летний период нужно было добиться дальнейшего уменьшения этого уровня аж на 5,7 процентных пунктов. Снова ненаучная фантастика.       

Пандемия оказалась очень удобным поводом для того, чтобы обнулить неприятную для власти перспективу искать оправдания очередному стратегическому фиаско. Поэтому появился новый, на этот раз «июльский» указ Президента, где, если говорить обобщенно, всё то, что было обещано к 2024 году, передвинуто на 2030 год, а кое-где еще и сильно облегчено.

Так, предписан рост численности населения, а не его естественный прирост. Понятно, что ставка делается на привлечение в Россию на постоянное место жительства мигрантов. Очевидно, что самым щедрым источником новых граждан должна стать Украина (вспомним о начавшейся раздаче российских паспортов в «ДНР» и «ЛНР», другие вводимые послабления при их предоставлении), а также Беларусь и Молдова. Но удастся ли этот нехитрый план? Всё зависит от уровня и качества жизни в России, а здесь перспективы настораживают. Ведь и без того не очень амбициозная цель стать к 2024 году пятой по абсолютному размеру экономикой мира в «июльский» указ совсем не попала.

Однако даже эти скромные для 10-летнего развития огромной страны цели наверняка не будут достигнуты. Для этого утверждения есть веские основания:

- профессионализм власти уже настолько низок, что «национальные проекты», разработанные в связи с предыдущим, «майским» указом не годятся, как показал анализ Счетной Палаты, для того, чтобы реализовать его цели;

-  у нынешней власти никак не получается разработать хоть сколько-нибудь реальную Стратегию развития России потому, что она давно превратилась в закрытую корпорацию по обслуживанию собственных, а не общественных интересов. Единственное, что эта корпорация может эффективно делать – извлекать в свою пользу ренту от добычи и экспорта природных ресурсов. Теперь к этому источнику доходов прибавились люди, которые, как известно, стали «новой нефтью».  

Если эта корпорация пролонгирует свое существование еще на 10 лет, то никакие, даже самые облегченные «национальные цели» достигнуты не будут. А вот что будет с Россией? Можно попробовать нарисовать контуры картинки российского будущего в 2030 года, если, повторюсь, никакого институционального обновления в стране не состоится.

Главное: Россия потеряет в экономическом и социальном развитии еще одно десятилетие, если его отсчитывать от нынешнего, 2020 года. Фактически речь идет о пролонгации на этот период всех тех политических, экономических и социальных порядков, с которыми мы воочию сталкиваемся сейчас каждый день. Но, конечно, добавятся новые детали, которые складываются в образ хоннекеровской ГДР.          

1. Политическая система окончательно превратится в смехотворную декорацию вместе с постановочными выборами с заранее известными результатами.

2. Любая несанкционированная властями общественная активность, даже не носящая открыто политического характера, будет пресекаться.

3. Вовсю действует неформальная, но тотальная цензура в СМИ, практически все из которых прямо или косвенно контролируются государством.

4. Интернет работает по китайской модели, блокирующей «нежелательные» сайты и контенты.

5. Цифровизация позволяет полностью контролировать активность любого человека на работе, на улице, в общественных местах и зачастую дома.

6. Границы все еще открыты, но в основном для выезда (эмиграции) «несогласных» и «инакомыслящих». Этот процесс властью воспринимается как благо, т.к. остающееся в стране население терпеливо и, несмотря на некоторое ворчание на кухнях, не хочет и не может активно себя вести.

7. Российская экономика по-прежнему держится на экспорте нефти, газа и остального сырья. Но объем этого экспорта постоянно падает как из-за низких цен на мировых рынках, так и в связи с сверхизношенностью оборудования, которое нечем заменить из-за отсутствия иностранных инвестиций и продолжающегося с 2014 года санкционного режима.

8. Российская экономика не только не стала пятой в мире по абсолютному объему, но и опустилась с нынешнего шестого места вниз в этом рейтинге. В ней еще более возросла роль государства как собственника и жесткого регулятора. Немногочисленный малый бизнес как пребывал в угнетенном положении, так в нем и находится.

9. Правительство докладывает об успехах в борьбе с бедностью. Но все знают, что нужные цифры получены при помощи манипуляций со статистикой. Альтернативные оценки, которые показывают, что всё большая часть россиян смело может быть отнесена к бедному сословию, не публикуют или объявляют происками внутренних и внешних врагов.

10. Более ни менее качественные медицинские услуги можно получить только за деньги, но их в большинстве семейных бюджетов на это не хватает. Поэтому успехи в увеличении ожидаемой продолжительности жизни приходится предъявлять опять же через специально препарированную для этого статистику.

11. Школа превратилась в место, где детей интенсивно «воспитывают» при помощи духовных посконных скреп. Содержание образования сведено к одному-единственному высочайше утвержденному учебнику по каждому гуманитарному предмету. К этому же идут дела и в университетах.

12. В кинотеатрах показывают только те картины, которые воспитывают в людях «позитивные» чувства по отношению к сложившемся в стране порядкам.

Выше я упомянул ГДР. Но, перечитав написанные выше пункты, я, пожалуй, несколько усложню ассоциацию, так как в таком будущем явственно просматривается еще и Оруэлл.

Насколько фатален такой вариант?

Как известно, в истории даже самых закупоренных и замороженных в развитии стран случаются неожиданные события, которые всё переворачивают. Тому пример и ГДР, и ее патрон Советский Союз. А сейчас вовсю трещит, казалось бы, зацементированная навечно Беларусь. Это дает надежду на то, что и в России до 2030 года не всё еще потеряно.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру