«Ну хорошо, порвем мы все отношения с Лукашенко. И кто будет наши танки заправлять?!», - такой спор довелось услышать корреспонденту "МК" в придорожном гостинично-оздоровительном комплексе. Заведение держится "на плаву" в период коронавирусного карантина благодаря обслуживанию автоперевозчиков из Республики Беларусь.
А пока напомним: до 2018 года на Украину строжайше воспрещалось завозить с Запада любые изделия военного назначения. И все это время со стороны Белоруссии на помощь братьям-славянам спешили железнодорожные составы и автомобильные караваны с самыми что ни на есть товарами двойного назначения.
Киевский политэксперт Тарас Загородний, специализирующийся на вопросах управления продажами и программах развития бизнеса, называет это невинным словосочетанием "военно-техническое сотрудничество". Под ним подразумевается непосредственная переброска для нужд украинских Вооруженных сил военной техники и комплектующих из Белоруссии. На Донбассе полным ходом шла так называемая АТО, а палили по тем и другим из украинских танков, заправлявшихся завезенным с территории РБ дизельным топливом. Более того: соляру на белорусских НПЗ выпускали из нефти, которая беспошлинно поставлялась из РФ!
В первый год борьбы за независимость ДНР и ЛНР от Украины товарооборот между Белоруссией и Нэзалэжной составлял более $6 млрд. При этом заметный профицит был в пользу РБ. 70 процентов всего экспорта из Белоруссии составляли ее нефтепродукты.
Братья-сябры "закрывали" и другие потребности ВСУ: поставляли украинцам двигатели и ремонтные комплекты для бронетранспортеров и боевых машин пехоты (БТР и БМП), аккумуляторные батареи для танков и БМП, оптику для стрелкового оружия (тепловизоры и монокуляры, коллиматорные и иные прицелы, устройства прицеливания для техники и дальномеры), а еще мониторы, экраны прицельных устройств для БТР-4.
Украинские военные самолеты ремонтировались и восстанавливались в Барановичах на 558 авиаремонтном заводе (Брестская область РБ).
Упомянутый выше Тарас Загородний утверждает: этим самым "военно-техническим сотрудничеством" Александр Лукашенко наглухо закрыл себе пути для бегства - что на Запад, что в Россию.
Г-н Загородний, управляющий партнер "Национальной антикризисной группы", считает, что сохранение Лукашенко на теперешней должности для Украины - скорее благо, нежели зло. Несмотря на очевидные факты нарушения прав человека, фиксируемые вторую неделю кряду в управляемой Александром Григорьевичем постсоветской республике.
От коллеги Лукашенко Владимира Зеленского украинские оппозиционеры беспрестанно требуют четкого и недвусмысленного заявления о непризнании выборов президента РБ. Народный депутат Украины 9-го демсозыва Марьяна Безуглая не устает напоминать: обострять отношения с Белоруссией странам НАТО в десятки раз проще, нежели "завязанной" на РБ "внеблоковой" Украине. Соратница президента Зеленского, самолично участвовавшая в АТО и затем служившая на ответственном посту в Минобороны Украины, входит в состав Постоянной делегации Украины в Парламентской ассамблее НАТО. Проще говоря, - она носитель весьма и весьма любопытной информации, касающейся непреходящих заслуг Александра Лукашенко в становлении и укреплении украинских Вооруженных сил.
Сябры, к слову, помогают не только им. Не менее заинтересованы в сохранении власти Лукашенко украинские агробароны и бизнесмены, связанные с ТЭК. И те, и другие не мыслят себя без идеально отлаженных схем поставок белорусского калия, нефти и нефтепродуктов.
Избрание лидерами оппозиционного движения не "майданного", а "польского" варианта с масштабными забастовками на белорусских предприятиях, - нож в спину этим VIP-ам.
Железнодорожные составы с эмблемой "Белорусской калийной компании" не пересекали госграницу из-за забастовок на "Беларуськалии" начиная с 17 августа. Те из украинских торговых компаний, кто догадались закупить калий впрок, тут же стали поднимать на него цены.
Если перебои с поставками белорусского калия не прекратятся, украинцам придется "идти на поклон" к Узбекистану, Германии и Польше. Во всех трех случаях хлористый калий, сульфат калия и калийно-магниевое удобрение обойдутся Украине заметно дороже, нежели стабильно поставляемый из РБ продукт.