Госдума согласилась расширить полномочия президента

В первом чтении приняты три законопроекта в развитие Конституции

Госдума приняла в первом чтении сразу три президентские инициативы, которые призваны привести действующие законы в соответствие с обновленной недавно Конституцией: о правительстве, о Конституционном суде и об органах прокуратуры. Лишь одну из них, о прокуратуре, депутаты поддержали единогласно. Первые два не понравились фракции КПРФ.

В первом чтении приняты три законопроекта в развитие Конституции

Пакет, который Владимир Путин внес в Госдуму в конце сентября, был признан подлежащим скорейшему рассмотрению даже в чрезвычайных условиях, когда нижняя палата парламента из-за коронавируса вместо трех заседаний в неделю проводит лишь одно, сосредоточившись на самых важных вопросах.

Один из принятых 13 октября законопроектов доложил глава думского Комитета по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников («ЕР») - это новая редакция конституционного закона «О правительстве РФ»: она заменит собой действующий закон о высшем органе исполнительной власти 1997 года рождения. Особое внимание докладчик обратил на новую процедуру назначения главы правительства и федеральных министров.

Напомним: если раньше премьер-министр назначался президентом после «дачи согласия» Госдумой, то теперь он будет назначаться президентом после «утверждения» его Госдумой. Но если раньше трехкратный отказ парламента поддержать президентского избранника означал неминуемое назначение того, кого хочет глава государства, роспуск парламента и досрочные выборы, то теперь президент в кризисной ситуации сможет назначить главой правительства кого хочет, а Думу не распускать, не заморачиваясь парламентскими выборами.

Часть министров экономического и социального блока тоже будет проходить через утверждение Госдумой (старый закон предполагал назначение их главой государства по представлению премьера). «Процедура становится публичной, мы сможем оценить компетентность и профессиональную пригодность кандидатов, задать им вопросы»,- заявил г-н Крашенинников. Но даже если Госдума три раза скажет «нет», президент сам назначит кого захочет.

Другая часть министров, «так называемых силовых, хотя не только силовых» (министры обороны, иностранных дел, чрезвычайных ситуаций, внутренних дел, юстиции, а также главы ФСБ, СВР и Росгвардии), напомнил г-н Крашенинников, как и сейчас, находится в непосредственном подчинении президента и будет назначаться им. Единственное отличие от прежних правил - предварительные «консультации» с Советом Федерации. Впрочем, и здесь учет мнения сенаторов - право главы государства, а не обязанность.

«Часто спрашивают, кто все-таки выиграет от новых правил - президент, правительство или парламент? Мне кажется, с учетом публичности процедур выиграет общество - человек пройдет горнило комитетов и фракций, а не свалится откуда-нибудь, как иногда бывает, когда мы узнаем о нем из Интернета или телевидения», - подвел итог докладчик.

«В Конституции и законопроекте говорится о единой системе органов публичной власти, но как это поможет гражданам?» - спросил Дмитрий Белик («ЕР»). Принцип единства публичной власти будет раскрываться в законопроекте о Госсовете, ответил г-н Крашенинников - по его словам, он может быть внесен «в ближайшее время».

«Правительство теперь перестает быть высшим органом исполнительной власти, как было раньше, и будет работать под руководством президента. Не нарушает ли это демократический принцип разделения властей?» - поинтересовалась Вера Ганзя (КПРФ), которая перед началом заседания назвала принимаемый законопроект «шагом к монархии». «Россия была, есть и остается абсолютно точно президентской республикой»: из этих слов Крашенинникова следовало, что с разделением властей всё по-прежнему нормально.

Законопроект «О правительстве» не поддержали лишь коммунисты. «Если Дума утверждает отдельных министров, по логике она должна иметь и право отправлять отдельных министров в отставку, но его здесь нет», - в частности, заявил Николай Осадчий (КПРФ). А справороссы устами Михаила Емельянова в качестве плюса назвали «расширение роли парламента», оговорив, что «важен даже не сам объем расширения, но тенденция». «ЕР» и ЛДПР говорили о «последовательной поддержке» и поправок в Конституцию, и всего, что из них вытекает.

В заключении профильного комитета на новую редакцию закона «О правительстве» нет ни одного замечания - как, впрочем, и в заключениях на две другие инициативы, о Конституционном суде и об органах прокуратуры. Последняя, поддержанная всеми фракциями, предлагает новую процедуру назначения Генерального прокурора РФ и его заместителей - президентом после консультаций с Советом Федерации, а не Советом Федерации по представлению президента. И процедура отстранения Генпрокурора от должности меняется: прежде Конституция и закон относили решение этого вопроса к ведению сенаторов, теперь же это единоличное право президента.

Полпред главы государства в Госдуме Гарри Минх, подводя итог дискуссии по всем трем инициативам, заметил, что «претензии» КПРФ на 90% относятся не к предмету данных законопроектов, а к новой редакции Конституции. И предложил «принять к сведению», что эта редакция «прошла не только парламентские процедуры, но и получила колоссальную поддержку населения» в ходе общероссийского голосования.

Похоже, что до конца октября все три законопроекта Госдума примет во всех трех чтениях.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28389 от 14 октября 2020

Заголовок в газете: Дума приняла президентские полномочия

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру