Законопроект Путина о Госсовете стал ответом конспирологам

Место во главе отведено президенту

Президент Путин внес в Госдуму законопроект «О Госсовете РФ». Ожидаемых многими сенсаций в документе нет, а существенная его часть призвана закрепить в законе то, что прописано в давнем указе президента. Какой будет реальная роль и значение ставшего теперь конституционным органа - покажет время.  

Место во главе отведено президенту

Законопроект «О Госсовете РФ» был одним из самых ожидаемых в длинном перечне из 100 законопроектов, призванных претворить в жизнь новые положения Конституции. Дело в том, что ещё до того, как президент в январе объявил о намерении её поправить, политологи и разные близкие к Кремлю анонимные источники заговорили о Госсовете как одном из способов транзита власти. Мол, если Владимир Путин в 2024 году уйдет (не поправленная Конституция других вариантов не предусматривала), то может возглавить Госсовет с невиданными прежде функциями, и уже оттуда оказывать влияние на проводимую новым главой государства политику.

В законе о внесении поправок в Конституцию действительно впервые появилось упоминание о Госсовете, но предельно краткое: сказано лишь, что формирует его президент в целях «обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов публичной власти, определения основных направлений внутренней и внешней политики Российской Федерации и приоритетных направлений социально-экономического развития государства». И хотя одновременно в Конституцию внесли поправку, позволяющие Владимиру Путину при желании баллотироваться на пост президента и в 2024 году, и в 2030-м, Госсовет всё равно интриговал публику: все ждали деталей, то есть законопроекта. 

И вот вечером 14 октября он был внесен в Госдуму. Попробуем разобраться, сильно ли конституционный Госсовет чем-то, кроме статуса отличается от того, что существовал по указу президента в России с 2000 года, когда, убрав губернаторов из Совета Федерации, власть придумала такой альтернативный механизм учета их мнения.

До лета 2020 года Госсовет был совещательным органом при президенте РФ. Его главной задачей указ называл обеспечение согласованной работы всех органов государственной власти - федеральных и региональных, законодательных и исполнительных. Он обсуждал наиболее важные вопросы, касающиеся взаимодействия центра и регионов, исполнение законов и указов всеми, вплоть до органов местного самоуправления - и готовил предложения президенту по совершенствованию всего вышеперечисленного. Обсуждение кадровых вопросов, федерального бюджета, рассмотрение по предложению президента наиболее важных законопроектов, помощь президенту в урегулировании споров и конфликтов между центром и субъектами Федерации и между разными регионами… Госсовет мог заниматься и любыми «иными задачами» - если президент поручит. 

В законопроекте о Госсовете, который Владимир Путин внес в Госдуму вечером 14 октября, в качестве задач Госсовета, кроме прежних, упоминается и подготовка предложений по совершенствованию взаимодействия органов власти и местного самоуправления разных уровней и «важнейшим вопросам государственного строительства». Резиновая формулировка про «иные задачи», которые президент может возложить на Госсовет, никуда не делась.

Правда, в отличие от указа, в законопроекте прописаны ещё и полномочия Госсовета. Они тоже частично пересекаются с тем, чем по факту занимался раньше Госсовет или администрация президента. Изучение опыта взаимодействия разных уровней власти, определение критериев поощрения хорошо работающих субъектов РФ и муниципалитетов, мониторинг исполнения региональными властями поставленных перед ними президентом задач… И опять мы видим здесь любые "иные функции» - по воле президента.

Как и указ, законопроект наделяет президента правом формировать персональный состав Госсовета, президент же его и возглавляет. Одно это делает трудно представимой обсуждавшуюся раньше схему с экс-президентом Владимиром Путиным - лидером Госсовета. Как и в указе, в законопроекте есть те, кто должен быть в составе Совета обязательно, по должности. Но если членами Госсовета по указу обязательно  являлись спикеры обеих палат парламента, губернаторы, полпреды президента в федеральных округах и лидеры думских фракций, то теперь в Госсовет, кроме губернаторов, войдут премьер-министр и глава администрации президента. А вот лидеры думских партий смогут попасть в туда лишь если того захочет президент - он получит право выбрать любых  понравившихся ему «представителей политических партий», представленных в парламенте. И полпредов президента в округах среди обязательных членов больше нет.  В соответствии с модным трендом на максимальную «свободу рук» для главы государства, он сможет при желании включить в Госсовет и представителей местного самоуправления, и любых «иных лиц». Никаких критериев для «иных» нет - как и ограничения их числа.  

Как и раньше, для решения текущих вопросов и подготовки заседаний Госсовета будет создаваться Президиум Госсовета. Но если число членов президиума указом ограничивалось цифрой 8, законопроект ограничений такого рода не содержит. И практиковавшаяся по указу ротация (замена состава членов Президиума) раз в полгода не предусмотрена.

В «старом» Госсовете был секретарь, назначенный руководителем кремлевской администрации из числа помощников главы государства (последним секретарем Госсовета был помощник Владимира Путина, бывший министр транспорта РФ Игорь Левитин). Теперь же секретаря Госсовета станет назначать сам президент из числа членов Госсовета. Собираться в полном составе новый орган будет «регулярно».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28391 от 16 октября 2020

Заголовок в газете: «Неконкретный» совет президента