Погибший техник сбитого Азербайджаном вертолета страстно хотел летать в Армении

О самом молодом члене экипажа Романе Федине рассказали друзья и преподаватели

9 ноября в 18.30 рядом с селом Ерасх, в воздушном пространстве Армении, азербайджанские военные с земли из ПЗРК сбили российский военный вертолет Ми-24. Погибли командир экипажа майор Юрий Ищук и бортовой авиационный техник, 24-летний старший лейтенант Роман Федина. О нем нам рассказали друзья и преподаватели Романа. Также о том, как могли развиваться события в тот роковой вечер, мы поговорили с военным летчиком, Героем России, полковником запаса Валентином Падалкой.

О самом молодом члене экипажа Романе Федине рассказали друзья и преподаватели
Роман закончил академию с красным дипломом и сам выбрал себе распределение – отправился служить на российскую военную базу в Армении.

Штурману Владиславу Грязину удалось спастись. Все трое членов экипажа сбитого Ми-24 служили на 102-й российской военной базе в Армении. Президент Владимир Путин своим приказом наградил экипаж орденами Мужества, командира и борттехника — посмертно.

«Был мне как сын» 

Изначально фамилия Романа была названа неправильно. Он не Федин, а Федина — с ударением на «и». Об этом рассказали нам его друзья с Камчатки.

Роман родился и вырос в городке Елизове, что стоит на берегах реки Авачи, в 32 километрах от Петропавловска-Камчатского. Здесь располагается международный аэропорт и военная авиационная база, которая выполняет задачи по прикрытию северо-восточных рубежей и Тихоокеанского региона. Поэтому в городе много военнослужащих.

Роман окончил школу №9 в Елизове. Нам удалось связаться с преподавателем Натальей Яременко, которая семь лет была у него классным руководителем.

— Рома пошел в школу с шести лет, был самым младшим среди одноклассников, — рассказывает Наталья Федоровна. — Но ребята к нему всегда прислушивались, он пользовался большим уважением. У Ромы было очень много друзей как в школе, так и за ее пределами. Он умел располагать к себе людей. У него было доброе сердце, к нему все тянулись.

При этом Роман очень хорошо учился. Был любознательным и трудолюбивым.

— Я помню, когда Рома учился еще в 5-м классе, мы ходили на тренажер самолета. Ребятам рассказывали о приборах, рычагах и тумблерах, которые находятся в кабинете пилотов. Рома был еще маленький, но я помню, с каким увлечением он слушал этот рассказ. Глаз не мог оторвать от кабины пилотов, ловил каждое слово, впитывал все как губка. Потом мы обсуждали увиденное. Рома с восторгом делился впечатлениями. Такой мальчишечка был хороший, все время стремился развиваться, был очень светлым, позитивным, открытым, отзывчивым. На моей памяти таких учеников больше не было и, наверное, не будет.

Классный руководитель Наталья Яременко со своим «золотым выпуском»: сразу восемь выпускников стали медалистами. Роман Федина – второй справа.

Роман родился 1 апреля. И, по мнению преподавателя, это наложило свой отпечаток. Паренек был очень веселый, сыпал шутками, был заводилой, душой компании.

— При этом Рома был очень самостоятельным, очень активным человеком и всех вокруг себя заставлял двигаться, постигать что-то новое, — говорит Наталья Федоровна. — Он с большим уважением относился к своим родителям. Мама у него работала лаборанткой в Центре гигиены и здоровья в Елизове. Папа был связан с авиацией, был военнослужащим, служил в наземной службе, занимался обеспечением полетов. Мы ведь живем в авиационном гарнизоне. Здесь все на виду — и самолеты, и вертолеты. Неудивительно, что Рома мечтал летать.

Как рассказали друзья Романа, он активно занимался дзюдо, завоевывал на соревнованиях призовые места. Ему легко давались как гуманитарные, так и технические предметы.

— Он был одарен во всем. Не раз выступал на конкурсах чтецов, где неизменно был среди победителей. Коллеги так и говорили: «Ну всё, раз Федина едет, нам призовых мест не видать».

Роман был членом школьного военно-патриотического клуба «Патриот». Начиная с 7-го класса, в составе команды, принимал участие в военно-спортивной игре «Победа».

— И в муниципальных, и краевых этапах игры они занимали призовые места. Обойти их было сложно. А Рома постоянно признавался лучшим командиром, получал грамоты. Помню, они ездили во всероссийский детский центр «Океан» на сборы поисковых военно-патриотических клубов и кадетских корпусов. И заняли в соревнованиях второе место. И Рома опять же был признан лучшим командиром отряда. Потом они как представители Камчатского края попали на всероссийский этап военно-спортивной игры «Победа», который проходил в Пензе. Вышли в финал и победили.

Роман Федина не раз принимал участие в военно-спортивной игре «Победа» и был признан лучшим командиром отряда.

Роман увлекался дзюдо, спортивными танцами никогда не занимался, но когда нужно было поставить номер и защитить честь школы, с увлечением взялся за новое дело.

— Они очень ответственно готовились, старались. Выступали в Вилючинске на городском конкурсе по спортивным танцам. Были самоучки, но смогли подняться на вторую ступеньку пьедестала почета. Потом Роман выступал с одноклассницей на муниципальном конкурсе «Утро над Авачей». Им хореограф помогла поставить танец. Ребята так зажигали, им так аплодировали зрители, что жюри признало их победителями. Рома был талантлив во всем. Он не был высоким, был среднего роста, но при этом очень обаятельный, добрый, щедрый, честный, уверенный в себе. Никогда не останавливался ни перед какими преградами. Всегда можно было рассчитывать на его помощь. Ну, просто золотой мальчик. Он был мне как сын.

11-й класс, в котором Роман учился, назывался оборонно-спортивным.

— Рома всегда хорошо учился, а в старших классах собрался, мобилизовался, и по всем предметам у него были только отличные оценки. Для поступления ему нужна была физика и математика, но он добросовестно готовился по всем предметам. Закончил школу в 2013 году с золотой медалью.

Стал курсантом Военно-воздушной академии имени Жуковского и Гагарина в Воронеже.

— Приезжая на каникулы, Рома всегда заходил в школу, подходил ко всем преподавателям, рассказывал об учебе. Он был очень благодарным человеком. Ребята из класса все разлетелись, учились в разных городах. А когда после сдачи сессии приезжали домой, собирались у меня за чашкой чая. Мы сидели, беседовали, вспоминали школу. Ребята рассказывали о себе. Роман делился, что на втором курсе стал участником парада Победы в Москве, прошел в колонне курсантов по Красной площади.

На втором курсе Роман стал участником Парада Победы в Москве, прошел с колонной по Красной площади.

Роман рос с младшим братом Сашей, очень трепетно его опекал. Когда Александр закончил 9 классов, их семья переехала из Елизова в Смоленск, поближе к Воронежу, где учился Роман.

— После окончания академии, в 2018 году, Роман женился. Его жена Юлия не из ваших мест?

— Нет, она из Воронежа. Этой зимой он хотел привезти ее на свою родину, познакомить с друзьями, показать наш край.

— Как узнали, что Роман Федина погиб?

— Утром посмотрела новости, где сообщалось, что в Армении сбили наш вертолет. Фамилии погибших тогда еще не были известны. Я пришла в школу, отвела один урок. Шла на перемене по коридору, навстречу мне попалась завуч, которая сказала: «Мы ведь организуем что-то в память о погибшем». Я опешила: «О каком погибшем?» Она говорит: «Ну, о Роме. Ты что ничего не знаешь? Вертолет сбили в Армении. Там был твой Федина». Знаете, спасибо, что стенка была рядом, я облокотилась и просто сползла на пол по ней. Для всех гибель Романа стала шоком. Мы до сих пор не можем поверить, что нашего лучезарного парня, лучшего из всех, нет в живых.

В школе, как рассказала Наталья Яременко, они с учителями оформили стенд в память о Романе Федине. Разместили на нем его детские фотографии, снимки с военно-спортивной игры и фотографии, где Рома был в форме курсанта.

— Сейчас пандемия, нельзя в актовом зале собирать детей. У нас в школе, в каждом классе, с 1-го по 11-й, учителя рассказали о Роме, прошла презентация, была объявлена минута молчания, а потом дали длинный школьный звонок.

«Взял шефство над ребятишками из детского дома»

В Военно-воздушной академии имени Жуковского и Гагарина, которую два года назад закончил Роман Федина, сейчас тоже траур.

Здесь хорошо помнят своего курсанта. Роман учился на факультете летательных аппаратов. Это один из самых сложных факультетов в академии. Курсантам нередко на первых курсах приходится засыпать с чертежами в обнимку и по нескольку раз сдавать сопромат.

Преподаватели говорят, что учеба Роману Федине давалась легко. И он нередко помогал отстающим.

— Бывало, человек что-то упустил в школьной программе, поэтому испытывал трудности в определенном разделе программы, отставал, — говорит исполняющий обязанности заместителя начальника факультета летательных аппаратов Олег Корнилов. — Романа не нужно было просить о помощи, он все видел сам и вызывался помочь таким курсантам. Оставался после занятий, спокойно, очень доходчиво все объяснял. Он вообще был парнем с активной жизненной позицией, очень спортивным, открытым, дружелюбным. Пользовался большим уважением в коллективе. Курсанты нередко приходили к нему за советом.

Роман Федина – курсант Военно-воздушной академии имени Жуковского и Гагарина.

В академии отмечают, что Роман Федина не только хорошо учился, но также был отличником караульной службы. Когда начались специальные предметы, такие как аэродинамика, проектирование и расчет авиационных комплексов, конструкция самолета и вертолета, авиационные двигатели, он не только штудировал учебники, но также изучал много дополнительной литературы. Потому что понимал, что именно авиационный инженер является «хозяином» воздушного судна, отвечает за обслуживание летательного аппарата. Без его доклада даже командир воздушного судна не имеет права размещаться в самолете.

Друзья вспоминают, что, прилетая домой на каникулы в Елизово, он с увлечением рассказывал, почему у дозвуковых самолетов нос тупой и округлый, а у сверхзвуковых — заостренный. Так все понятно объяснял, показывал буквально «на пальцах», что даже гуманитариям все было понятно.

Возвращаясь с Камчатки в Воронеж, привозил курсантам красную икру, копченую чавычу и нерку. Много рассказывал про свою родину — Камчатский край, вулканы, черные пески, горячие источники, сопки и океан.

Роман остался верен себе. И в академии продолжил заниматься общественной работой.

— Двое друзей Романа Федины и он сам взяли шефство над воронежским детским домом, — рассказывает подполковник Олег Корнилов. — Ходили туда, устраивали для ребятишек конкурсы и соревнования. Поздравляли их с праздниками. Когда выпускались из академии, скинулись и подарили детскому дому телевизор.

Роман закончил академию с красным дипломом. И сам выбрал себе распределение.

— Кто-то хотел попасть служить поближе к дому. Кто-то, наоборот, стремился уехать на Дальний Восток, где служба идет год за полтора. А Роман выбрал Армению, одно из сложных направлений, где гористая местность. Мы отслеживаем судьбу своих выпускников. Роман изучил всю технику, получил нужные допуски, был на хорошем счету в воинской части.

В академии узнали, что в сбитом около азербайджано-армянской границы вертолете был Роман Федина, еще до официальных сообщений. На военной базе в Армении служит немало выпускников воронежской академии.

— У нас на первом курсе учится брат Романа, Саша. Он пошел по стопам старшего брата, тоже выбрал факультет летательных аппаратов. По просьбе родителей, которые теперь живут в Смоленске, я сообщил ему о трагической смерти Романа. Сейчас мы оформили Саше отпуск по личным обстоятельствам. Будем поддерживать парня.

— Как будет увековечена в академии память Романа Федины?

— Этот вопрос сейчас рассматривается.

Романа Федину похоронят в Смоленске, где живут родные. Дата пока не определена, идет расследование, проводится экспертиза. Роман с женой ждали ребенка, Юля сейчас на 7-м месяце беременности. 

«Штурмана из-за удаленности кабины могло не зацепить огнем» 

Друзья Романа стараются сейчас восстановить хронологию событий 9 ноября, когда был сбит российский ударный вертолет, который еще называют «Крокодилом». Ми-24 сопровождал автоколонну 102-й российской военной базы, которая имеет два гарнизона: в Гюмри и в Ереване. И в районе села Ерасха в 18.30 по местному времени вертолет подвергся ракетной атаке. По Ми-24 били с земли из переносного комплекса.

Местные жители говорят, что село располагается на автомобильной трассе Ереван — Степанакерт. Раньше от Ерасха дорога шла на Нахичевань, в Азербайджан. Сейчас там тупик, дорога недействующая. Разобрано также железнодорожное полотно.

Ерасх — стратегическая точка, до азербайджанской границы около двух километров, до границы с Турцией — менее 10.

Сбитый ракетой вертолет потерял управление и упал в ущелье около Урцского хребта. В Азербайджане заявили, что ракетная атака произошла по ошибке. Вертолет летел в непосредственной близости от границы с Нахичеванской автономной республикой. Полет проходил в темное время суток, на малой высоте, вне зоны радарного обнаружения ПВО.

— Полеты в темное время суток на малой высоте сейчас не являются редкостью, — говорит военный летчик, Герой России Валентин Падалка. — Машины все доработаны под очки ночного видения, и летчики могут выполнять визуальный полет ночью. Прошла информация, что Ми-24 сопровождали автоколонну. Но делать это в темное время суток не самый лучший вариант. Армейская авиация этим занимается обычно в дневное время.

Чтобы сбить вертолет ракетой из ПЗРК, оператор должен видеть цель визуально, глазами. Если это случилось в темное время суток, то можно предположить, что российские летчики не чувствовали опасности, не предполагали, что следуют в опасной зоне, не пытались быть невидимыми, выключить проблесковый маяк, летели, скорее всего, со всеми аэронавигационными огнями. Выполняли спокойный полет, без какого-то маневрирования, что усложнило бы прицеливание и пуск ракеты.

— Был шанс у командира экипажа и бортового техника спастись?

— Непонятно, как у них произошло касание с землей, на шасси они приземлились, на нижнюю часть «брюха», либо это было опрокидывание на какой-то бок. У командира экипажа дверь открывается вбок, если борт лег на правый бок, то у него остается только одна возможность покинуть вертолет — откинуться назад и выбраться через грузовую кабину. Но мы же не знаем, может, в это время в грузовой кабине все уже горело-полыхало.

Бывало, что от удара дверь заклинивало, и летчик был не в состоянии ее открыть. Случалось, что дверь от удара вылетала, ее просто срывало с петель. В данном случае командир и бортовой техник могли не покинуть вертолет, например, из-за травм, полученных при ударе о землю. Мог сразу же вспыхнуть огонь. Бортовой техник практически находится в грузовой кабине, над ним — двигатель и редуктор. Летчик сидит чуть впереди, у него за спиной сразу начинаются двигатели.

Валентин Падалка вспоминает катастрофу вертолета Ми-28 на авиашоу под Рязанью в 2015 году.

— Когда экипаж выполнял фигуру высшего пилотажа «Роспуск» в группе вертолетов, у них произошел отказ рулевого управления, грубая посадка. Оба члена экипажа при ударе о землю остались живы. Штурман открыл дверь, вышел из кабины. Командир тоже вышел, но в поднявшейся пыли не увидел, что винты не успели еще остановиться. И его убило лопастью, которая была вся изогнута и продолжала вращаться.

Также Валентин Падалка помнит в деталях, как у них упал вертолет Ми-8, когда он был командиром эскадрильи.

— Их закрутило, был сильный удар о землю, произошел взрыв. Кабину разорвало, остекление было выбито. Всех трех членов экипажа взрывом выбросило наружу. Все, и командир, и борттехник, и правый летчик, получили травмы различной степени, но остались живы. Но в Ми-24 кабина другая, там броня и стекло впереди бронированное.

— Штурману Владиславу Грязину удалось спастись.

— У штурмана-оператора — отдельная передняя кабина, он сидит в носу. Фонарь в кабине имеет большую открытую плоскость. От удара остекление могло разлететься. Практически над головой у штурмана находится довольно обширный операторский люк. Он мог сам открыть люк, а также аварийно его сбросить. От удара штурмана могло выбросить через люк. Такие случаи бывали. Как правило, летчики сидят пристегнутые. Бывает, что кресла срывает вместе с креплениями, и летчик улетает вместе с креслом. Вариантов может быть много. Парню очень повезло, если ему удалось спастись в этой ситуации и не получить тяжелых травм. Из-за удаленности кабины его могло не зацепить огнем. Как говорится, «родился в рубашке».

Читайте также: Нагорный Карабах опустел, Степанакерт обезлюдел после мира с Азербайджаном

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28416 от 16 ноября 2020

Заголовок в газете: Экипаж машины роковой

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру