«Если бы Лукашенко просто молчал, столько людей бы не вышло»

Всебелорусское собрание не помогло президенту

   В Белоруссии прекратились массовые акции протеста, но режим Александра Лукашенко на этом не успокоился, а решил перейти в наступление. Причем к оппонентам президента страны власти не испытывают никакого сочувствия или сострадания. Если полгода назад режим обрушивался всей своей мощью только на лидеров протеста, теперь в жернова  попадают простые граждане за любую провинность. Неудивительно, что в белорусском обществе копится ненависть, которую чувствуют в КГБ и готовятся к вспышке насилия, которая может случиться весной.

Всебелорусское собрание не помогло президенту

  Глава КГБ Иван Тертель заявил 11 февраля, что в целом ситуация в стране стабилизировалась и протесты сошли на нет, однако западные кураторы противников Лукашенко пытаются радикализировать белорусов и весной могут попытаться перейти в наступление. О том же, только без отсылок к коварному Западу, говорят все собеседники «МК» - от обычного водителя до лидера общественного движения. В стране копится напряжение, которое некуда выплеснуть. Обусловлено оно тем, что как минимум половина населения страны считает Лукашенко узурпатором, а не законно избранным президентом. При этом он сам не пытается помочь людям выпустить пар, а как будто специально пытается загнать их как можно глубже в подполье.

  Например, в Бресте за протестный хоровод в сентябре 2020 года судят около 50 человек. Чтобы не таскать на процесс всю толпу разом, ее разбили на 5 десятков. Первые 10 человек уже были приговорены к исправительным работам на 1-2 года. Некоторые смогут жить дома, а остальным придется переехать в специальное общежитие, откуда их будут возить на работы. Осужденными за хоровод, который продлился около 20 минут, стали два айтишника, два грузчика, учительница, директор частной фирмы, начальник смены в торговой компании, банковский работник, временно безработный и студентка третьего курса филфака БГУ.

  А в Гродно под суд отдали некоего Юрия Яроша, осмелившегося выставить на окно своей квартиры гномика с бело-красно-белым флажком. На юмориста донесла местная фанатка Лукашенко, которая не пропускает ни одного митинга в его поддержку. Мужчину обвинили в несанкционированном пикете. Правда, доказательств оказалось недостаточно и дело отправили на доработку в МВД.

  В столице Белоруссии решили вовсе вытереть ноги о здравый смысл. В Минске 9 февраля начался суд над двумя журналистками Дарьей Чульцовой и Катериной Бахваловой. Девушки провинились перед режимом Лукашенко в том, что вели стрим с «Площади перемен». Для этого они прошли в квартиру к местному жителю и стали снимать оттуда, как ОМОН уничтожал мемориал в честь убитого сторонника оппозиции. Как сказано в материалах дела, 15 ноября «из корыстных побуждений, по предварительному сговору друг с другом и иными неустановленными лицами они имели умысел на организацию действий, грубо нарушающих общественный порядок, которые были сопряжены с явным неповиновением требованиям правоохранительных органов и повлекшее нарушение работы транспорта. Преступление совершали с помощью мобильных телефонов, видеокамер, штатива и жилетов с надписью «Пресса». Теперь девушкам грозит 3 года лишения свободы. Они находятся в СИЗО.

   О том, что происходит в Белоруссии, «МК» рассказали белорусский политик Ольга Карач:

  - Лукашенко взял курс на насильственное подавление протестов. В частности, административные дела больше не возбуждаются. Их заменяют уголовными. Людей судят даже за хороводы. Один мужчина сказал соседу-милиционеру «гори в аду» и получил срок… С одной стороны, Лукашенко смог вытеснить протест с центральных улиц Минска и других городов, с другой, по всей стране идет очень много флешмобов. Люди стали намного более осторожными, потому что знают, что для них любая встреча с милиционером может закончиться несколькими годами в заключении.

  При этом Лукашенко не смог переубедить людей в том, что ему можно править дальше. В обществе копится негативная энергия. Чтобы все полыхнуло, достаточно искры. Лукашенко знает об этом, все время говорит об этом, но делает все для того, чтобы это случилось. Причем рост насилия в стране начался еще в 2016 году. Дошло до того, что самый высокий шанс умереть насильственной смертью у белоруса наступает во время его дня рождения. То есть люди празднуют, потом ругаются и буквально начинают крошить друг друга в салат.

  - У людей есть разочарование в протесте?

  - Есть большое разочарование в том, что Лукашенко все еще не ушел. Многих это вгоняет в депрессию. Вместе с тем, для многих стало приятной неожиданностью, что противников Лукашенко оказалось так много. Причем эти люди выходят на улицу даже сейчас, когда теоретически их могут осудить на 5-7 лет тюрьмы. Как бы там ни было, нет ощущения точки в истории противостояния. Наверно, Лукашенко надеялся поставить ее во время Всебелорусского народного собрания, но у него не получилось.

  - А в лидерах протеста есть разочарование?

  - Есть, потому что люди готовы к радикализации, а все демократические лидеры заявляют, что готовы поддержать только мирные выступления. Многие считают, что пацифизм ни к чему не приведет. Возможно, в результате появится какой-то радикал, который сможет повести за собой массы, и тогда на демократов уже никто не будет обращать внимания.

 - Во время ВНС стало известно, что Максиму Знаку и Марии Колесниковой добавили новые обвинения в заговоре против государства и создании экстремистского сообщества. Как думаете, зачем это делается?

  - Скорее всего, мы имеем дело с местью со стороны Лукашенко. Кроме того, он сам себя накручивает, потому что никак не может смириться с тем, что является главным мотором протестов. Например, до президентских выборов несколько раз возникала ситуация, когда накал страстей спадал, но Лукшенко вновь и вновь подливал масло в огонь. Если бы он просто молчал, на улицу не вышло бы так много людей.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру