Талибы назвали нового лидера Афганистана

Мулла Абдул Гани Барадар поразил восточной хитростью

Афганский президент Ашраф Гани покинул захваченную боевиками «Талибана» (запрещенная в РФ террористическая организация) страну. Вернувшиеся к власти двадцать лет спустя талибы назвали нового лидера Афганистана – это мулла Абдул Гани Барадар. Вспоминаем, чем он известен.

Мулла Абдул Гани Барадар поразил восточной хитростью

Если верить приходящим из Афганистана сообщениям, талибы заявили, что их будущим президентом будет мулла Барадар. Правда, не вполне понятно, как это стыкуется с талибскими планами воссоздания в стране «исламского эмирата».

В любом случае, жизнь этого деятеля, оказавшегося внезапно для мира лицом №1 новой власти в Афганистане, напоминает американские горки. Еще относительно недавно Абдул Гани Барадар сидел в пакистанской тюрьме. Оттуда его освободили по запросу США менее трех лет назад. Но обо всем по порядку.

В иерархии «Талибана» мулла Барадар формально занимает пост политического заместителя лидера движения, «амира правоверных» Хайбатуллы Ахундзада.

Возглавляющего политический офис талибов в Катаре муллу Барадара западная пресса называет не только представителем «умеренного» лагеря, но самым публичным лицом радикального движения. Что резко контрастирует, например, с таинственностью, которой была окружена фигура его старого соратника и первого лидера «Талибана» муллы Омара.

Сообщается, что Абдул Гани Барадар отправился из своего офиса в Дохе в павший в руки «Талибана» Кабул уже в воскресенье вечером. В телевизионном заявлении о взятии афганской столицы Барадар пафосно возгласил, что настоящее испытание талибов только начинается и что они должны служить народу.

Возвращение талибов в лице муллы Барадара к власти олицетворяет неспособность Афганистана вырваться из кровавых оков своего прошлого, отмечает The Guardian. А биография нового афганского властителя как в зеркале отражает историю непрекращающегося кровавого конфликта.

Принадлежащий к клану Попалзаи пуштунского племени дуррани Абдул Гани Барадар родился в провинции Урузган в 1968 году. Будучи совсем молодым человеком, в 1980-х годах он в районе Кандагара воевал в отрядах афганских моджахедов против войск просоветского правительства. После того как в Афганистане вспыхнула гражданская война между соперничающими полевыми командирами моджахедов, Барадар вместе со своим бывшим командиром и шурином Мохаммедом Омаром основал медресе в Кандагаре. Так два этих муллы оказались у истоков движения «Талибан» («талиб», как известно, переводится как «студент», «ищущий знания»), возглавленного молодыми исламскими богословами и приверженного идее религиозного очищения Афганистана.

Воспользовавшись всеобщей усталостью населения от сцепившихся в схватке полевых командиров, от коррупции, хаоса и беззакония, талибы – при значительной поддержке пакистанских спецслужб – захватили власть в Афганистане в 1996 году.

И, как говорят, именно Абдул Гани Барадар, заместитель муллы Омара, оказался очень эффективным стратегом и ключевым архитектором военных побед «Талибана». Во время правления провозглашенного радикалами «Исламского эмирата» мулла Барадар занимал ряд военных и административных постов. К тому времени, когда режим талибов был свергнут американцами и их афганскими союзниками по «Северному альянсу», мулла был заместителем министра обороны.

В последние два десятилетия, пока талибы воевали с западной коалицией и кабульским правительством, Барадар лишь укрепил свою репутацию сильного военного лидера и тонкого политика. По оценкам западных дипломатов, он принадлежал к крылу «Кветтской шуры», той части талибского руководства талибов в изгнании, которое сильнее других сопротивлялось контролю со стороны пакистанской разведки и не исключало возможности политических контактов с Кабулом.

Тем не менее при администрации Обамы ЦРУ выследило талибского деятеля в Карачи в 2010 году и убедило пакистанскую Межведомственную разведку арестовать его. Как говорят, ведший секретные переговоры с «умеренными» талибами афганский президент Хамид Карзай был в ярости из-за пленения Барадара.

Однако в 2018 году отношение Вашингтона изменилось, и посланник президента Трампа в Афганистане Залмай Халилзад попросил пакистанцев освободить Барадара, чтобы он мог со стороны «Талибана» вести переговоры в Катаре.

Именно мулла Барадар подписал в феврале 2020 года Дохинское соглашение с США, которое администрация Трампа назвала прорывом к миру. По данным прессы, талибский переговорщик приезжал и в Москву.

Но и в качестве дипломата Абдул Гани Барадар проявлял по-настоящему восточную хитрость, затягивая переговоры о разделе власти между талибами и кабульским правительством, ожидая ухода американцев и готовясь к последнему броску на Кабул.

Парадоксально, но именно теперь, когда реванш «Талибана» – дело решенное, политическое будущее муллы Барадара вполне может оказаться под вопросом. Возможно, его оставят в качестве если не «свадебного генерала», то внешнеполитического рупора. А возможно, он станет переходной фигурой, пока талибы будут формировать заново уже не теневые, а вполне реальные органы власти. Нельзя не исключить и будущих свар между фракциями в стане победителей – и тогда нынешние вожди могут уступить место другим лидерам, оказавшись, быть может, даже в опале.

Читайте материал «Названа вероятная дата похода талибов на Таджикистан»  

В Кабуле воцарился хаос после госпереворота: кадры беспорядков

Смотрите видео по теме

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28603 от 17 августа 2021

Заголовок в газете: У Афганистана появилось новое лицо

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру