После выборов в Германии назначение преемника Меркель может затянуться на месяцы

Имя нового канцлера определят нелегкие коалиционные переговоры

По итогам подсчета голосов на прошедших в воскресенье в Германии выборах с незначительным отрывом от консервативного блока ХДС/ХСС («партия Меркель») лидирует Социал-демократическая партия. Но станет ли ее лидер Олаф Шольц новым канцлером ФРГ – еще большой вопрос. Предстоят трудные переговоры о правящей коалиции – и тут возможны любые сюрпризы.  

Имя нового канцлера определят нелегкие коалиционные переговоры

Не только фаворит выборов социал-демократ Олаф Шольц, но и отставший от него лидер христианских демократов Армин Лашет заявили после закрытия избирательных участков о своей готовности возглавить правительство, сменив на посту канцлера Ангелу Меркель.

Кандидат в канцлеры от «меркелевского» блока ХДС-ХСС Лашет заявил в воскресенье, что консерваторы сделают все возможное, чтобы возглавить следующее правительство, даже несмотря на отставание по полученным голосам от СДПГ.

А его социал-демократический соперник, нынешний глава немецкого Минфина Шольц утверждает: избиратели хотят, чтобы «следующего канцлера звали Олафом Шольцем». Уже сейчас многие противники СДПГ с опаской смотрят в будущее, если страна вильнет «влево». «Налоги и госрасходы могут увеличиться, осторожность в отношении роста может отойти на второй план», – комментирует ситуацию CNN.

Впрочем, «левый поворот» Германии еще не до конца предопределен – тут вступает в силу специфика немецкой политики. И не победители, а меньшие партии будут во многом решать ее судьбу.

Канцлер ФРГ избирается не прямым голосованием, а голосованием в Бундестаге, нижней палате парламента, после формирования правительства. Так что теоретически Меркель может оставаться на своем руководящем посту неделями, если не месяцами, пока партии будут пытаться сколотить правящую коалицию.

В большинстве парламентских систем глава государства назначает партию для формирования правительства - обычно партию, получившую наибольшее количество голосов. Но в Германии все прошедшие в Бундестаг партии могут начать так называемые «предварительные переговоры».

На этом начальном этапе, который не ограничен по времени, ничто не мешает политическим силам вести переговоры о коалиции параллельно, хотя традиция диктует, что самая крупная парламентская партия будет приглашать для обсуждения малые партии.

Вновь избранные депутаты от каждой партии также проведут свои первые встречи на этой неделе, при этом представители СДПГ и ХДС-ХСС планируют собраться для обсуждения планов во вторник.

Партии, набравшие меньшее количество голосов, чем социал-демократы и христианские демократы, активно подключаются к процессу формирования будущего кабинета.

«Зеленые» уже созвали на 2 октября партийный съезд, на котором они собираются решить, с кем начать предварительные переговоры.

Либералы из Свободной демократической партии (СвДП), выражающей интересы бизнеса, заявили, что отдадут предпочтение коалиции с консерваторами и «зелеными». Но при этом не отбрасывается и возможность трехстороннего альянса с СДПГ и «зелеными».

Сейчас рассматриваются несколько вариантов будущей коалиции. Например, возможна коалиция «Светофор»: «красные» социал-демократы (206 мест) + «желтые» либералы из Свободной демократической партии (92 места) + «Зеленые» (118 мест).

Есть возможность создания левой «Красно-зелено-красной коалиции»: социал-демократы (206 мест) + «Зеленые» (118 мест) + партия «Левые» (39 мест) – но такой альянс не дотягивает до необходимой для парламентского большинства отметки в 368 мест.

Теоретически не исключено сохранение в обновленном виде правящей ныне «Большой коалиции»: социал-демократы (206 мест) + ХДС/ХСС (196 мест). То есть «черно-красные» цвета могли бы и сохраниться, однако ролями старших и младших партнеров участника пришлось бы поменяться. Но многие наблюдатели уверенно говорят о том, что без третьей партии – будь то «зеленые» или свободные демократы – точно не обойдется.

Возможно трехстороннее соглашение о новом правительстве – «Кения» (такая коалиция получила название в честь черно-красно-зеленого флага этого восточноафриканской республики): ХДС/ХСС (196 мест) + социал-демократы (206 мест) + «Зеленые» (118 мест).

Другой вариант: «Черно-красно-желтая коалиция» (здесь цветовая гамма выдержана в духе флага Германии): ХДС/ХСС (196 мест) + социал-демократы (206 мест) + Свободная демократическая партия (92 места)

«Фишка» может лечь даже так, что за бортом могут оказаться лидирующие социал-демократы. Во всяком случае, не исключено создание коалиции «Ямайка» (ее название содержит отсылку к цветам флага карибского островного государства): ХДС/ХСС (196 мест) + «Зеленые» (118 мест) + «желтая» Свободная демократическая партия (92 места).

Из этих схем видно, что большинство попавших по итогам выборов в Бундестаг партий имеют шанс стать участником правящей коалиции. За бортом осталась только правопопулистская «Альтернатива для Германии», набравшая более 10 процентов голосов избирателей. С этой партией никто не собирается вести переговоры.

Если две или три партии в принципе согласны с тем, что они хотели бы сформировать альянс, они должны затем начать официальные переговоры о коалиции, при этом различные рабочие группы будут встречаться для обсуждения политических вопросов.

В конце этих переговоров стороны решают, кто за какое министерство будет отвечать, и подписывают коалиционный договор с изложением условий соглашения.

Эта фаза также не имеет ограничений по времени. Затем партии назначают кандидатуру канцлера до официального голосования в Бундестаге.

Процесс формирования нового правительства может затянуться. Немцы отлично помнят, что после последних выборов в Германии 24 сентября 2017 года Ангела Меркель была официально утверждена канцлером в коалиционном правительства ХДС-ХСС и СДПГ только 14 марта 2018 года.

Ну, а что делать, если даже через несколько месяцев после выборов парламентским партиям не удастся прийти к единому знаменателю?

Согласно статье 63 конституции ФРГ, глава государства должен предложить Бундестагу потенциального канцлера. Если межпартийный альянс не удастся создать, федеральный президент Франк-Вальтер Штайнмайер может все же назначить потенциального канцлера, скорее всего, от той партии, которая получила наибольшее количество голосов (то есть, на данный момент от СДПГ).

Затем парламент проведет тайное голосование, при котором кандидату требуется получить абсолютное большинство голосов. Если это не будет достигнуто, через две недели будет проведено второе голосование. Если и тогда абсолютного большинства по-прежнему не будет, устраивается немедленное третье голосование, при котором достаточно относительного большинства.

Затем президент решает, назначить ли канцлера главой правительства меньшинства или же распустить Бундестаг и назначить новые выборы.

Как раз такого наихудшего сценария удалось избежать в 2017 году: столкнувшись с тупиком в переговорах, федеральный президент призвал стороны встретиться еще раз, настаивая на обновлении так называемой «большой коалиции».

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру