Встречу в Берлине назвали «торжественными похоронами» Минских соглашений

Эксперты собрали список проблем

Сегодня в Берлине состоится очередной раунд переговоров советников глав «нормандской четверки». Глава офиса президента Украины Андрей Ермак заявил, что Украина предложит способы «улучшить верификацию режима полного прекращения огня», а также обмен пленными. Политологи, считают, что прорыва от встречи ждать не стоит – позиция Украины о прямом диалоге с Донецком и Луганском остается неизменной.

Эксперты собрали список проблем
Андрей Ермак. Фото: President.gov.ua.

Встреча советников лидеров «нормандской четверки» пройдет в прежнем составе: Россию будет представлять Дмитрий Козак, Украину – Андрей Ермак, Германию – Йенс Плетнер, а Францию – Эммануэль Бонн. 

Переговорам предшествовало значительное количество иностранных визитов на Украину. За последние две недели в Киеве побывали премьер-министр Великобритании, президент Польши и лидер Франции Эмманюэль Макрон, который на встрече с украинским коллегой Владимиром Зеленским четко проговорил, что Минские соглашения должны быть выполнены в полном объеме. Однако позиция Украины по этому вопросу не изменилась – глава МИД Дмитрий Кулеба объявил, что страна не будет выполнять «Минск» на российских условиях.

После подписания Минских соглашений в 2015 году масштабная война на Донбассе переросла в локальный военный конфликт, что в целом доказывает, что из ситуации можно выйти политическим путем. Стороны по-прежнему стреляют друг в друга, но речь уже не идет о десятках и сотнях убитых каждый день. На этом эффективность документа закончилась – с момента подписания соглашений прошло семь лет, но ни одна из мер так и не была реализована полностью. Оказалось, что небольшой документ из всего 13 пунктов каждая сторона трактует по-своему.

В 2015 году в Минске был принят документ «Комплекс мер по выполнению Минских соглашений». Его подписали пять участников трехсторонней контактной группы: посол Хайди Тальявини, второй президент Украины Леонид Кучма, посол РФ на Украине Михаил Зурабов, а также два представителя от самопровозглашенных республик, которые в документе значатся без указания должности – покойный глава ДНР Александр Захарченко и бывший руководитель ЛНР Игорь Плотницкий.

За прошедшее время все перечисленные лица перестали играть хоть какую-то роль в российско-украинских отношениях. Второй документ был скорее декларативный. Президент России Владимир Путин, Украины Петр Порошенко, Франции Франсуа Оланд и глава ФРГ Ангела Меркель заявили, что поддерживают эти меры.

Оба документа «Минска» - и 2014 и 2015 годов - грешили размытостью формулировок. Например, пункт 10 гласит о выводе всех иностранных вооруженных формирований и разоружении «всех незаконных групп». Самопровозглашенные республики Донбасса с таким термином вряд ли согласятся. Главной же проблемой остается отказ Киева идти на прямой диалог с представителями непризнанных ДНР и ЛНР. В Минских соглашениях прописано, что стороны напрямую должны договориться о порядке проведения местных выборов, но все это украинской стороной воспринимается в штыки.

По словам политолога Руслана Бизяева, «Минские соглашения» изначально не должны были реализоваться, а сам документ остается максимально расплывчатым и не был ратифицирован. «Они были заключены в другую политическую эпоху, когда доминировали другие силы и была другая концепция. Фактически в первый год жизни соглашений было понятно, что это мертворожденное дитя. Оно делило Украину на две части – условно прозападную и условно пророссийскую. Этого сделать не получилось и теперь все думают над простым вопросом: что делать дальше? Происходящее сегодня, я расцениваю, как торжественные похороны документа: с помпой и оркестром», - отметил Бизяев.

Он подчеркнул, что стороны не находят компромисса в политической части Минских соглашений – это статус России (посредника или стороной конфликта), а также в вопросе прямого диалог Киева, Донецка и Луганска. Поэтому саму концепцию соглашений необходимо перезагружать, поскольку «Минские соглашения – это не цель, а только инструмент для урегулирования конфликта».

С этим мнением не согласен политолог Константин Бондаренко. Он убежден, что если есть «буква документа», то, значит его необходимо выполнять – «все остальное от лукавого». «Когда юристы начинают говорить о духе документа, а не о букве – это значит, что они пытаются каким-то образом отойти от содержания. Есть буквальный текст, и его необходимо выполнять в буквальном виде. Сейчас «Минские соглашения» лежат в основе резолюции Совета безопасности, они приняты всеми участниками «нормандского процесса» и несколько раз были признаны Украиной. Когда стороны говорят, что документ им не нравится, значит, необходимо садиться и думать каким образом его выполнить, а не уходить от выполнения», - пояснил эксперт.

Опрошенные «МК» политологи уверены, что прорыва от очередной встречи советников лидеров «нормандской четверки» ожидать не стоит. Бондаренко считает, что прогресс в переговорах возможен, только если США и Германия надавят на Украину, а Россия - на непризнанные республики. Если это произойдет, то сторонам просто будет некуда деваться, и они пойдут на уступки.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру