Политолог назвал имена «всадников украинского апокалипсиса»

«Тех, кто им противостоял, убивали»

Потери армии Украины за время спецоперации РФ могут доходить до 200 тысяч человек, считают американские военные. Бывший сенатор, ветеран Вьетнамской войны Ричард Блэк подсчитал, что Украина теряет в 12 раз больше солдат, чем теряла армия США во Вьетнаме, — 6000 ежемесячно. А ведь есть еще потери среди мирного населения. Люди, которые привели страну к этой катастрофе, хорошо известны. Сегодня мы поговорим о них с политологом и политтехнологом Семеном Ураловым, много работавшим на Украине.

«Тех, кто им противостоял, убивали»
Владимир Зеленский.

Вина за украинскую трагедию, конечно, лежит в той или иной мере на каждом представителе политэлиты страны. Когда я произношу эти слова — «украинская политэлита», мысленно вижу спутанный, шевелящийся клубок шипящих змей. Они жадно вгрызались в доставшееся им от СССР наследство, делили его, выхватывая друг у друга сладкие куски, уничтожали конкурентов. Итогом их омерзительной возни стало то, что мы сейчас наблюдаем. Но все же ключевую роль в катастрофе Украины, считает наш собеседник, сыграли четыре человека: Турчинов, Аваков, Порошенко и Зеленский. Каждый олицетворяет собой определенный этап падения в бездну. Своего рода «всадники Апокалипсиса». Их, как известно, тоже было четыре, и являлись они один за другим: Болезнь, Война, Голод… Последним появлялся «конь бледный, и на нем всадник, которому имя смерть».

После госпереворота на Украине в 2014 году на политическую авансцену вышли люди, чьи имена до того времени были известны только немногочисленным экспертам по региону. Когда-то мы жили с ними в одной стране, ходили в одни и те же школы и кинотеатры, могли столкнуться с ними в городском автобусе или на пляже в Ялте. Думаю, не только меня интересует вопрос: когда они перешли черту, за которой лишь кровь и смерть? Как произошла трансформация этих в прошлом советских, обычных людей в адских тварей?

— И Турчинов, и Порошенко, и Аваков — это были люди из второго эшелона украинской политики, — говорит Семен Уралов. — Турчинов всегда был «серым кардиналом» при Юлии Тимошенко, и в «высшую лигу» украинской политики он попал достаточно давно, еще при Павле Лазаренко (экс-глава Днепропетровской облгосадминистрации, премьер-министр Украины в 1996–1997 гг., осужденный в США за коррупцию. — М.П.). Турчинов фактически пришел во власть на ключевые позиции уже после «оранжевой революции» в 2005 году, при президенте Ющенко, когда его безо всяких на то оснований назначили главой СБУ, хотя он не является кадровым офицером и никогда не служил в органах безопасности. Это не помешало Турчинову провести первые реформы СБУ, в результате которых служба из наследницы КГБ начала превращаться в филиал ЦРУ. Тогда из состава СБУ была выведена внешняя разведка и сформирована Служба внешней разведки Украины как самостоятельный орган. Именно при Турчинове в 2005 году были созданы центры информационно-психологических спецопераций — знаменитое ЦИПСО, которое мы сегодня видим во всей красе. Это человек из системы, глубоко интегрированный. Просто в 2014 году все эти люди вышли на первые роли. Турчинов первым пересек «красную линию», начав АТО. То есть он совершил военное преступление, легитимизировал его. 

Петр Порошенко. Фото: пресс-служба президента Украины

Кровавый графоман Турчинов

Устоявшееся прозвище Турчинова в народе — «кровавый пастор». Тут намек на конфессиональную принадлежность пациента, который является адептом основанной в Швеции церкви неопятидесятников «Слово Жизни». Российская ассоциация центров изучения религии и сект (РАЦИРС) включила эту организацию в свой список деструктивных тоталитарных сект. Утверждают, что крестился Турчинов дважды. Первый раз — в православную веру. Но быстро сообразил, что особых дивидендов на этом он не заработает, и перешел в протестантизм. Это открывало перед ним новые горизонты: известно, что многие влиятельные западные политики и силовики — представители протестантских конфессий. Баптисты и пятидесятники очень влиятельны в США, их там проживает 50 и 20 миллионов соответственно. А в молодости заведующий отделом агитации и пропаганды Днепропетровского обкома комсомола Турчинов был, разумеется, атеистом. Тоже искренне. Кстати, в КПСС он вступил в 26 лет, не каждого в таком возрасте туда принимали. Под эгидой обкома ВЛКСМ Днепропетровска Юлия Тимошенко создала молодежный центр «Терминал», с которого началось ее восхождение к вершинам власти и богатства. Оттуда, видимо, и тянется ее связь с фигурантом.

Таким Турчинов видит себя (иллюстрация к книге «Сказка о Добромоле»).

Но мало кто знает, что Турчинов еще и писатель. Пишет мистические триллеры и даже… детские сказки. С глубоким подтекстом. Одна из них называется «Сказка о Добромоле». Добромол (Добрый Молодец) — это Зеленский. Древнее Королевство Мечты (Ком) — это Украина. Мрачное Королевство (Мрак) на севере — это, понятно, Россия. Его населяют страшные существа, рожденные от спаривания алкоголиков с бородатыми самками болотных людоедов, — русские. В книге они изображены в ушанках и с балалайками в волосатых руках. Европа обозначена как Страна Колбаса, а Порошенко выведен как Старый король — Старко. Добромол побеждает Старко, проводит неудачные реформы, устанавливает диктатуру, народ восстает, и тут на страну напали алкаши из Мрака. В итоге Добромол бежит из Кома на лодке Старко. Сам Турчинов-сказочник изображен в книге в виде одноглазого инквизитора, стоящего в луже крови на фоне пера и топора. И этот образ ему явно нравится — ведь он заплатил художнику.

Александр Турчинов.

Этот бездарный бред — находка для психиатра, но он прекрасно раскрывает личность самого Турчинова. Себя он видит в образе Великого Инквизитора, вершащего кровавую «справедливость». Символ европейского благополучия — вредная для здоровья колбаса, а Россия — Мордор.

В одной из своих книг Турчинов описывает момент своего триумфа — встречу с директором ЦРУ. «Пройдя знаменитый холл главного офиса Центрального разведывательного управления США с известным по многочисленным фильмам орлом и щитом CIA на сверкающем мраморном полу, мы поднялись на персональном лифте в приемную главного разведчика Америки… Разговор с директором ЦРУ в его рабочем кабинете является высшим знаком доверия к руководителю иностранной спецслужбы». В то время он был главой СБУ. Однако похоже, что он явился для отчета перед своим начальником.

Арсен Аваков.

«Дьявол во плоти» Аваков

Если Турчинов пришел во власть из комсомола, то экс-министр МВД Арсен Аваков — прямиком из ОПГ.

— Аваков — это фигура калибром помельче, — утверждает Семен Уралов. — Это региональный коммерсант с очень сильным бандитским уклоном. Харьков всегда отличался от других украинских городов тем, что там старались соблюдать баланс, не участвовать в общеукраинских разборках. Это другая политическая культура. Этот город был в меньшей степени бандитским, скорее «красным», т.е. «ментовским», как говорят в народе.

Еще с советских времен регионом управлял Александр Масельский — председатель Харьковского облисполкома, народный депутат СССР, потом представитель президента Украины в Харьковской области, председатель Харьковской областной государственной администрации с 1995 года до своей внезапной смерти в апреле 1996-го. Это был матерый советский управленец и крепкий хозяйственник.

Второй мощной фигурой в Харькове был Евгений Кушнарев, который в 2007 году погиб на охоте, по официальной версии, от срикошетившей пули. Был председателем Харьковского городского совета, два года работал главой администрации президента Кучмы, затем вернулся в Харьков на пост губернатора. Должность главы областной госадминистрации занимал до 18 декабря 2004 года.

— Кушнарев был и губернатором, и центром консолидации элит, — утверждает Уралов. — А самое главное — он был второй после Януковича фигурой в зарождающейся тогда Партии регионов. Его смерть была очень странной, потому что изначально рана не была смертельной, но его слишком долго возили по больницам. Харьков был против «оранжевой революции». Аваков тогда стал человеком, который вонзил нож в спину харьковским элитам и Кушнареву конкретно. Видя, что «оранжевые» берут верх, он публично их поддержал, за что получил от Ющенко в 2005 году пост губернатора. Затем в 2010 году предал и его. Как бизнесмен он сформировался внутри харьковской системы, но предал ее, нарушив существовавший с 90-х негласный внутриэлитный консенсус. Покойный мэр Харькова Геннадий Кернес, с которым я работал, утверждал, что именно Аваков стоит за покушением на него в апреле 2014 года. Также он говорил, что Аваков убил своего старшего партнера по бизнесу Александра Коновалова по кличке Фашист, после чего завладел всеми его активами.

К слову, Кернес называл Авакова «дьяволом во плоти».

— Аваков, став губернатором, начал привлекать националистов, — рассказывает наш собеседник. — После «оранжевой революции» Харьковская область была отдана на откуп старшему брату президента Ющенко Петру, чей сын даже занимал должность вице-губернатора при Авакове. Но «оранжевая» власть была непопулярна. Националисты были нужны Авакову, чтобы, с одной стороны, их руками торпедировать городскую власть, которая была оппозиционна, с другой — «кошмарить» бизнес. В Харькове существует крупнейший в Восточной Европе рынок, там серьезно представлена вьетнамская диаспора, и ее под видом «борьбы за белую расу» терроризировали, вплоть до убийств вьетнамских бизнесменов. С другой стороны, эти отморозки использовались как политтехнологический инструмент, чтобы на их фоне «оранжевые» выглядели как такие «лайтовые» националисты. В те годы я работал в Харькове и сам наблюдал, как СБУ и областные власти берут под контроль местных националистов, крышуют их. Билецкий, сельский фюрер «Азова» (неонацистская организация, вопрос о запрете которой Верховный суд РФ рассмотрит 2 августа. — М.П.), в те годы был лидером «Патриота Украины» (запрещен в РФ), и они «кошмарили» этих вьетнамцев. Потом он сидел за попытку убийства корреспондента одного из центральных украинских телеканалов, который показывал этот беспредел.

В 2014 году Аваков взял на себя грязную роль по уничтожению Антимайдана в Харькове. Если бы к Донецку и Луганску тогда добавился Харьков, то история пошла бы иначе. Но Аваков, опираясь на криминальные структуры и неонацистов, с задачей справился. Правда, для этого ему пришлось привлечь спецназ из Винницы, а Харьков «прославился» на весь мир как город, в котором существуют секретные тюрьмы СБУ. Назначение на пост главы МВД было его наградой. В результате деятельности Авакова мирный Харьков стал базой нацистского отребья. Крышуемые им националисты превратились в отмороженный «Азов». В состав МВД были включены неонацисты и представители ОПГ. Произошла «нацификация» силовых структур, и военные, которые весной 2014 года не хотели стрелять в народ, уже были готовы на все.

Потом он выпустит книгу «2014. Мгновения харьковской весны», где расскажет, как в Славянске спецназ отказался давить бронетехникой людей на баррикадах: «Я читал об опыте Хорватии, где была похожая гибридная ситуация, где гражданские тетки тоже лезли на танки. Там сразу нашли выход: пару раз таких теток расстреляли и сразу установили правила».

Коммерсант «барыжного» типа Порошенко

Но главное предательство, как считает Семен Уралов, совершил Порошенко.

— В 2014 году он избирался как «президент мира», он обещал завершить АТО, обещал, что за две недели наступит мир. Понятно, что это был политтехнологический обман, потому что некоторые трактовали эти заявления в том смысле, что он победит за 14 дней, а другие считали, что он сможет договориться. Большинство все же считало, что он сможет договориться, потому что и в элитах, и в народе его знали как человека, который глубоко в системе, который умеет договариваться и с «донецкими», и с «оранжевыми». Но Порошенко свою историческую миссию миротворца разменял на барыжные «ништяки». В нем коммерсант «барыжного» типа взял верх. Что и вылилось в мутные схемы по завозу на Украину донецкого угля под видом голландского. Плюс открывшиеся возможности по кредитам МВФ и другим дотациям со стороны США и Европы. И он все 5 лет президентства потратил на то, чтобы построить личную финансовую империю, войти в высшую лигу украинской олигархии. Он постоянно всех обманывал — и Россию, и собственных граждан, и американских кураторов. Следовал принципу «да и нет не говорить», «ни мира, ни войны».

— У него тоже была тревожная комсомольская молодость?

— Более того, он представитель династии. Его отец входил в элиту УССР и Молдавской ССР, он один из первых миллионеров еще в Советском Союзе, был осужден за хищения. Порошенко в большой политике с 1998 года, был соратником Медведчука. Потом какое-то время — лидером того, что потом стало Партией регионов. То есть он был соратником «донецких» — Януковича, Азарова. Был кумом экс-президента Виктора Ющенко.  

— Он обещал Москве закончить АТО?  

— Я думаю, что на Порошенко действительно рассчитывали в Москве, потому что он был фигурой системной еще со времен президентства Кучмы. Во времена Ющенко он сохранял очень рациональную позицию. Родители жены его сына Алексея проживают в Петербурге, он регулярно к ним прилетал. В один прекрасный день в 2007 году его не пропустили через границу, и он был вынужден подписать для ФСБ обязательство не принимать участия в деятельности, направленной против интересов РФ. Плюс бизнес, который у него был в РФ, плюс связи еще со времен комсомольской юности. Его считали договороспособным коммерсантом. Порошенко действительно мог бы, если бы хотел, как минимум не допустить эскалации конфликта. Но он явно решил, что открывающиеся возможности заработка намного превышают издержки. Его коммерческая жилка взяла верх, и он решил делать бизнес на крови. Поэтому я считаю его одним из ключевых виновников украинской трагедии.

Слуга Госдепа Зеленский

— Проект «Зеленский» был запущен давно, но изначально как культурный. Потом в 2015 году произошла размолвка между Коломойским и Порошенко… Порошенко тогда убеждал американцев, что слишком сильное влияние Коломойского на политику не дает ему осуществлять то, что требуют от него США. Коломойский был вынужден уехать в эмиграцию, но у него остался его главный актив — канал 1+1. Зеленскому на нем был дан полный карт-бланш на высмеивание Порошенко. Примерно в это же время появилась идея сериала «Слуга народа». Изначально Зеленский, видимо, рассматривался как технический кандидат для Юлии Тимошенко. Соцопросы показывали, что народ полностью разочаровался во всех действующих политиках, 70% граждан ненавидели всех. Рейтинги Порошенко и Тимошенко не превышали 10–12%. На фоне всеобщего разочарования неожиданно выстрелил проект «Зеленский». Это был проект с самым длинным предвыборным роликом в истории, потому что у «Слуги народа» три сезона.

Зеленского, как и Порошенко, выбирали с надеждой на мир. Как и его предшественник, он обманул доверие избирателей и упустил свой шанс остановить боевые действия.

Все они вышли из «шинели Кучмы»

— Случайно ли, что многие сегодняшние деятели — в прошлом члены команды Леонида Кучмы?

— Все современные деятели так или иначе вышли из «шинели Кучмы», как русская литература из гоголевской «Шинели», но их правильнее называть не членами его команды, а людьми, которые «проросли» внутри его системы. В олигархической системе нет постоянных союзников или какой-то идеологии. Там есть только желание отгрызть себе кусочек собственности, и на этой основе постоянно возникают какие-то альянсы. Как таковой команды у Кучмы и не было. Тот же Лазаренко, с которым они вместе приходили во власть, оказался его острым оппонентом.

— Какова роль Кучмы в «бандеризации» Украины?

— «Бандеризация» прошла несколько этапов. При Кучме легитимизировали украинский национализм как «приличную» идеологию. В советской Украине и в начале 90-х слово «руховец» звучало как ругательство. Но в системе Кучмы члены «Руха» уже заняли легальное место, они стали частью официальной оппозиции, многие из них занимали посты во власти. Было два Кучмы: Кучма первого срока, который опирался на юго-восток Украины, и Кучма второго срока, когда он начал опираться на Западную и Центральную Украину. Во время его второго срока произошла уже полная легализация бандеровщины. При нем произошла сделка: элитам юго-востока отдали экономику, а элитам бедного запада Украины — культуру и идеологию. Общество было еще просоветское, политики левого фланга представляли для Кучмы угрозу, поэтому он начал завлекать в свою команду правых. В этом смысле он — архитектор нового украинского национализма, но еще «лайтового», его облегченной версии. Но лиха беда начало, то, что начал он, потом было продолжено.

— Как вы считаете, в какой момент Украина вступила на неверный путь и когда прошла «точку невозврата»?

— Переизбрание Кучмы на второй срок было результатом сделки между украинскими элитами и США. В обмен на легитимизацию результатов выборов пост премьер-министра был отдан креатуре Запада — Виктору Ющенко, а ключевого вице-премьера по ТЭКу — Юлии Тимошенко. После чего последовала первая попытка госпереворота — кампания «Украина без Кучмы». По задумке, Кучму должны были снести еще в 2001 году, и власть должен был получить новоназначенный премьер. Тогда это не удалось, но сценарий был запущен.

В 2004 году государства на Украине уже не было. Остались формальные признаки государственности, но фактически каркас государства был заменен на систему негласных договоренностей между крупными олигархическими группами с одной стороны, а с другой — значительная часть государственных функций была отдана под внешнее управление. И Порошенко, и Турчинов — это люди, сделавшие осознанный выбор в пользу внешнего управления, ставшие операторами этого управления, причем еще 20 лет назад.

Почему я называю их «всадниками Апокалипсиса»? Потому что главные преступления, после которых наступили необратимые последствия, произошли в определенных точках. Ключевая из них — это захват власти в 2014 году и потом объявление незаконного АТО, то есть применение силы против гражданских лиц, что санкционировал Турчинов.

— Как произошла трансформация этих людей? У каждого из них есть мама, папа, «приличная» биография…

— Я считаю, что все это от безнаказанности. Люди, которые построили свои карьеры на уничтожении государства, заработали на этом капиталы и не понесли никакого наказания за свои преступления. Будь то убийства или массовые убийства, то есть АТО, — им все сходило с рук. 25 лет безнаказанности, вседозволенности, частные армии под видом ЧОПов у них были всегда, никакой управы на них не было. Тех сотрудников МВД, которые пытались им противостоять, убивали. Например, был такой министр МВД Кравченко, который самозастрелился два раза после «оранжевой революции». Или областной прокурор Владимир Шуба в Днепропетровске, который погиб в ходе тренировки на милицейском стрельбище в 2008 году. Тоже якобы «застрелился» одним выстрелом в сердце, разряжая пистолет. Он был еще из старых советских прокуроров. Эти люди состоялись бы и в советской системе. Но слом устоев, морально-этических норм привел к этой эволюции. В РФ были точно такие же типажи — Березовский, Ходорковский. Но если в РФ в 1991-м произошло стремительное обрушение государственности, а в двухтысячные начался процесс восстановления, то на Украине 90-е прошли достаточно мягко, с сохранением еще советского государства, в нулевых начался процесс разложения, а с 2004-го государства уже не было.

Сюжет:

Новости СВО

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28831 от 25 июля 2022

Заголовок в газете: Всадники украинского апокалипсиса

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру