«Фас по-украински»: Киев давит на журналистов и закрывает неугодные СМИ

Наказать инакомыслящих могут по закону, а могут и без

На днях испанский суд поставил точку в деле журналиста Анатолия Шария, закрыв дело о его экстрадиции на Украину. Активно критикующий президента Владимира Зеленского, блогер Шарий, эмигрировавший с Украины еще при Януковиче, тем не менее является для киевского режима костью в горле, которую они хотели бы поскорее проглотить, как сделали это со множеством инакомыслящих работников телеканалов и печати в своей стране. «МК» выяснил, насколько опасно заниматься журналистской деятельностью при Зеленском, и какими законами Верховная Рада закручивала гайки средствам массовой информации.

Наказать инакомыслящих могут по закону, а могут и без

Тенденция объявлять на Украине персонами нон-грата неугодных работников СМИ и целые издания появилась задолго до специальной военной операции. Редакции, чья позиция расходилась с позицией политического Киева, неоднократно попадали под мощную зачистку, а с началом военной спецоперации офис президента и вовсе решил подмять под себя всё информационное пространство, оставив лишь тех, кто был бы рупором их мнения. Для этого в конце лета Верховная Рада приняла скандальный законопроект, позволяющий Национальному совету по телевидению и радиовещанию закрывать любые средства массовой информации без суда и следствия: Журналистам запретили независимую трактовку хода военных действий, запретили давать оценки действиям ВСУ, а также какие-либо прогнозы. Всякому, кто позволяет «сметь свое суждение иметь», грозит закрытие издания, либо уголовное преследование.

Переделка законодательной базы сопровождается заведением на Украине уголовных дел против неугодных журналистов. В июле прокуратура Винницкой области возбудила дело на корреспондента, чьё имя не разглашается, за "антиукраинские" публикации. Очевидно, что позиция мужчины была пророссийская, либо просто не устраивала власть. Известны статьи, которые были предъявлены ему – финансирование действий, направленных на свержение конституционного строя страны, а также государственная измена. Весной за «госизмену» были задержаны писатель Ян Таксюр, а также публицист и политолог Дмитрий Джангиров. Уголовное преследование корреспондентов было и до СВО, и не только в рамках закона: Власть давно дала отмашку на наказание неугодных людей силой. Так, например, в 2019 году не смог пережить нападение черкасский журналист Вадим Комаров, часто расследующий дела о коррупции среди чиновников. Он был серьёзно избит и находился в коме. 

В последнее время Офис Президента поставил на поток «отжим» медийных активов у неугодных олигархов и политиков. В 2021 году под видом борьбы с «пропагандой России» были введены санкции против ряда ведущих телеканалов украинского депутата и соратника Виктора Медведчука Тараса Козака: эфирное вещание телеканалов «112 Украина», ZIK и NewsOne, на территории Украины было прекращено. Также под удар попали «Перший Незалежний» и «UkrLive», В том же 2021 Зеленский внёс на рассмотрение в парламент закон «О деолигархизации», запрещающий бизнесменам финансировать политические партии и владеть СМИ, после чего известный банкир и медиамагнат Игорь Коломойский был выведен из наблюдательного совета крупнейшего украинского телеканала «1+1», а уже этим летом «языка» лишился бывший владелец завода «Азовсталь» Ринат Ахметов: Его холдинг «Медиа Группа Украина» отказался от всех своих печатных и телевизионных активов в пользу государства. Сейчас на украинском телевидении указом президента Зеленского введено единое телевещание. Как говорится в указе: "в условиях военного положения реализация единой информационной политики является приоритетным вопросом национальной безопасности, обеспечение которой осуществляется путем объединения всех общенациональных телеканалов... на единой информационной платформе стратегической коммуникации – круглосуточном информационном марафоне…» И по сути, право на вещание в стране сейчас осталось только у четырех центральных каналов.

Кто не захотел жить по указке Зеленского, и при этом не потерять свободу, предпочли страну покинуть. Например, издатель известного независимого украинского интернет-издания «Страна.уа» Игорь Гужва задолго до СВО перебрался в Вену, откуда и руководит коллективом. Сайт же был заблокирован в стране еще в 2021 году. Правда, коллектив придумал, как обходить блокировки: сайт регулярно меняет адрес. На Украине, при этом, из журналистов издания остались лишь те, кому по душе антироссийская риторика Зеленского. Например, зам.главного редактора Светлана Крюкова, которая превратила оппозиционный прежде ресурс в «тявку» Зеленского. Поэтому от портала отписались десятки тысяч подписчиков, а журналисты предпочли уехать из страны. Некоторые из них перебрались в Польшу, некоторые – в Россию.

«Свобода СМИ на Украине ликвидирована сегодня практически полностью, - считает политолог Сергей Марков, - там и раньше было мало свободных средств массовой информации. Простой пример: в России, начиная с 2014 года, в течении восьми лет практически во всех политических ток-шоу участвовали люди, которые представляли точку зрения Киева и у каждого в аудитории была возможность узнать эту точку зрения. А вот на Украине за восемь лет ни на одном канале, ни в одном ток -шоу не была представлена точка зрения Москвы. Ещё в 2014 году с территории Украины были вынуждены бежать сотни журналистов под угрозой прямых политических репрессий и убийств. Те, кто не бежал, как известный историк и журналист Олесь Бузина, были просто убиты неонацистскими группировками. Их убийцы просто получают зарплату от государства, все знают кто это такие, но они не понесли никакого наказания за это убийство. Поэтому убийство неугодных журналистов – часть украинской политики».

—То есть, критиковать киевский режим там сейчас просто опасно?

— Для СМИ Украины всегда была такая установка - президента Украины можно критиковать сколько угодно, а вот главного руководителя Украины – США и спецслужбы - критиковать было все эти восемь лет запрещено. Более того, было даже запрещено говорить о том, кому принадлежит реальная власть на Украине. Только изредка, лёгкими намёками, в СМИ проскакивали публикации о том, что над президентом Украины существует другой, реальный носитель власти.

—Как изменилась ситуация в последнее время?

—После начала СВО ситуация значительно ужесточилась. СМИ Украины полностью перешли в режим тоталитарного общества. Ситуация со СМИ на Украине значительно хуже, чем при любой диктатуре. Украинские журналисты вообще не подают информацию, их главная задача – чудовищное беснование по отношению к России и тем, кто её может поддерживать. Так как никакой альтернативной точки зрения высказать невозможно, важнейшее направление работы украинских СМИ – разгон лжи в отношении России. Почти каждый день идут публикации о том, как российские солдаты насилуют в какой-то конкретной деревне женщин, мужчин, младенцев и так далее. Вот этот пунктик про насилие у них сильно представлен, и таких публикаций, без каких-либо доказательств, существуют сотни. Придумывают массу фейков, сейчас самый популярный о том, что русские солдаты вырывали у жителей Харьковской области золотые коронки, и вот нашли ящик с этими коронками. Было огромное количество публикаций на этот счёт, а потом приехали немецкие журналисты, посмотрели на жителей деревни, и поняли, что всё это ложь. Распространение лжи о России – главная цель средств массовой информации Украины.

—Наезды киевского режима на СМИ связаны с желанием президента зачистить под себя информационное поле?

—А зачем Зеленскому это нужно? Ему это не нужно, он вполне может быть конкурентноспособным политиком и в условиях свободных СМИ. Но это актёр, нанятый американцами, чтобы играть роль президента «свободной» Украины», сражающийся с «варварской Россией». Он прекрасно играет эту роль. Какие СМИ ему приказали оставить американцы, с теми он и имеет дело.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру