Принятый ещё летом закон, по замыслу властей, упорядочит действовавшее ранее законодательство о гражданах и организациях, «выполняющих функции иностранных агентов». Теперь никаких «выполняющих функции» не будет: просто «иноагент», и всё тут.
Одновременно беспредельно расширяется перечень оснований для приобретения этого статуса физическими лицами (россиянами или иностранцами) или организациями (российскими или иностранными): иноагент - это «лицо, получившее поддержку» (материальную, моральную, организационную, консультационную - какую угодно), или «находящееся под иностранным влиянием в иных формах». В каких ещё формах может осуществлять это самое влияние - не уточняется: чтение иностранных книг и газет, общение с коллегами-иностранцами, родственниками-иностранцами? Разъяснений на сей счет в тексте закона нет.
Кроме «поддержки» и (или) «влияния», претендент на попадание в реестр иноагентов должен ещё заниматься определенной деятельностью. Политической, например, каковой у нас считается и публичное требование определенных решений от властей, и участие в любых уличных акциях. Причем никакой связи между «поддержкой» и деятельностью может и не быть. Не имеет значения и её объем.
Одним из видов деятельности, грозящей попаданием в реестр иноагентов, является «целенаправленный сбор сведений в области военной, военно-технической деятельности Российской Федерации, которые при их получении иностранными источниками могут быть использованы против безопасности РФ». Несекретных сведений, заметим: за целенаправленный сбор и передачу иностранцам сведений, составляющих гостайну, грозит уголовная ответственность по статье 275 УК («Госизмена») или 276 УК («Шпионаж»).
Перечень несекретных, но потенциально опасных сведений своим приказом утверждает ФСБ. Тот, что действовал с 2021 года, утратил силу. А в новом, за подписью директора службы Александра Бортникова опубликованном на официальном портале правовой информации, 60 пунктов.
Первым идут «сведения об оценке и прогнозах развития военно-политической, стратегической обстановки». Следом - «сведения о планировании и осуществлении мероприятий по гражданской и территориальной обороне», и т.д., и т.п.
Несколько пунктов расширены по сравнению с предыдущим перечнем. Например, тот, где говорится о сведениях о дислокации, наименованиях, структуре, вооружении и численности российской армии и прочих силовиков, дополнен сведениями об их «перевозках, маршрутах транспортировки и передвижения».
А в том, что про «дислокацию, назначение, эксплуатацию и защищенность» объектов войск и прочих воинских формирований, теперь упоминается и целенаправленный сбор информации о только ещё строящихся военных объектах. И ещё лучше не интересоваться не только «местами хранения оружия и боеприпасов», но и «организациями, которые осуществляют перевозку оружия и боеприпасов».
До сих пор ни один россиянин или иностранец не попал в реестр иноагентов за подобного рода действия, хотя и нынешнее законодательство вот уже пару лет подобное допускает. Но с учетом продолжающейся специальной военной операции исключать вероятность того, что практика появится, нельзя.
Стоит заметить, что попадание в реестр иноагентов с 1 декабря будет грозить гораздо более серьезными ограничениями в правах, нежели до того. В статье закона, где говорится об этих ограничениях, 18 пунктов. Запрет на гражданскую и муниципальную службу, членство в избиркоме любого уровня, запрет на участие в экспертных советов при любых органах власти любого уровня, запрет на наблюдение на выборах и членство в ОНК, на финансирование избирательных кампаний… Иноагенты не могут подавать заявки на организацию массовых уличных мероприятий и финансировать их проведение, жертвовать средства политическим партиям, «производить информационную продукцию для несовершеннолетних» (любую, от книг и статей до фильмов, спектаклей и телепередач), участвовать в госзакупках, получать финансовую поддержку от государства «при осуществлении творческой деятельности»…
А ещё денежные средства иноагентов, размещенные в российских банках, не страхуются на случай банкротства, преподавать и заниматься просветительской деятельностью в отношении несовершеннолетних, то есть не достигших 18 лет россиян, им нельзя, пользоваться упрощенной системой налогообложения - тоже… Для некоторых это может означать фактический запрет на профессию.
В последние дни Минюст (именно он ведет реестр иноагентов и контролирует их деятельность) тоже активизировал работу по принятию документов, которые нужны, чтобы новый закон заработал. На официальном портале, где публикуются для общественного обсуждения проекты нормативных актов, подготовленных разными ведомствами, размещено сразу несколько на эту тему.
Первый - порядок включения в реестр иноагентов. Вести его будет специальный департамент Минюста «по защите национальных интересов от внешнего влияния». Сведения об «агентах» разного рода (частных лицах, коммерческих или некоммерческих организациях, общественных объединениях без образования юрлица) он предписывает хранить на электронных и бумажных носителях, в папочках, причем если цифровой вариант информации не соответствует бумажному, то приоритет имеет бумажный.
В деле иноагента будет всё: данные о нем, документы, на основании которых принято решение о включении в реестр или исключении из реестра, письменные объяснения, материалы рассмотрения дел об административных нарушениях за неисполнение требований, предъявляемых к иноагентам, сведения, полученные по запросу Минюста из других ведомств и структур.
На официальном сайте Минюста при этом будут публиковаться для всеобщего обозрения только те сведения, которые своим распоряжением правительство утвердило неделю назад: в общедоступном реестре можно будет увидеть дату рождения, фамилию, имя и отчество, а также ИНН и СНИЛС иноагентов, основания включения в реестр с уточнением норм закона и даты принятия решений.
К проекту порядка приложен образец заявления, с которым можно обращаться в Минюст с просьбой об исключении из реестра. В законе перечислены общие основания для этого. Кроме смерти гражданина или прекращения деятельности (ликвидации) организации-иноагента, таковыми являются неполучение в течение года «поддержки» от иностранных источников в любом виде, либо отказ от запретной для иноагентов деятельности в течении того же периода.
Решение о включении в реестр может быть отменено и после внеплановой проверки, которая установит, что иноагент не позднее, чем через три месяца со дня включения в реестр, отказался от получения денежных средств и возвратил их иностранному источнику, и также не получал никакой поддержки в любых других формах. Здесь после подачи заявления с просьбой об исключении из реестра Минюсту дается два месяца на проведение этой самой внеплановой проверки.
Если же впервые попавший в реестр гражданин, узнав о неприятности, напишет заявление и приложит к нему подтверждения прекращения обстоятельств, которые стали основанием для включения в реестр, то Минюст обязан «осуществить анализ» этих сведений в течение не более чем 20 дней. А потом подготовить заключение: либо об исключении гражданина из реестра, либо об отказе в этом, с указанием оснований для принятия решения.
Но, кроме реестра иноагентов, закон предполагает ведение ещё одного реестра - «физических лиц, аффилированных с иностранными агентами». Впервые это понятие появилось в российском избирательном праве перед парламентскими выборами в 2021 году.
Аффилированным с иногентом считается гражданин, входящий или входивший ранее в состав организации - иноагента: учредитель, член, участник, руководитель либо работник. А также входивший или входящий в состав незарегистрированного общественного объединения без образования юрлица.
Ещё в этот реестр может попасть гражданин, ранее занимавшийся или занимающийся «политической деятельностью» в самом широком смысле слова (к примеру, сходивший на уличную акцию или подписавший коллективное письмо за или против какого-то решения властей) и получающий для осуществления этой деятельности поддержку от иностранных агентов, «в том числе через посредников».
Требования и ограничения, которые касаются иноагентов, на «аффилированных» не распространяются, но они обязаны непременно заявлять о своей аффилированности при регистрации в качестве кандидата на выборах любого уровня, и обязательно маркировать соответствующим образом все свои агитационные материалы.
Если в течение двух лет после попадания в реестр аффилированных с иноагентами лиц россиянин ничем, что привело к этому, не занимался - может подать заявление в Минюст с просьбой его из реестра убрать.
Проект порядка ведения реестра аффилированных и исключения из него тоже готов. В реестре будут указаны паспортные данные гражданина, сведения о месте жительства, ИНН, СНИЛС, и ссылка на соответствующее решение Минюста.
Данный реестр, в отличие от реестра иноагентов, не будет общедоступным даже в ограниченной его части. Доступ к размещенным в нем сведениям получат только избиркомы, которые должны проверять соблюдение кандидатами требований закона, и сами потенциальные кандидаты. Последним, прежде, чем сдавать документы на регистрацию, надо будет запросить в Минюсте, не считает ли их ведомство «аффилированными» с иноагентом лицами.
Любопытно, что на запросы избиркомов ответ о наличии того или иного кандидата в реестре аффилированных должен быть дан в течение 10 дней, следует из проекта документа. А что касается запросов самих кандидатов - сведения должны предоставляться физическому лицу «по его обращению».
В течение какого срока предоставляться - непонятно. А это вопрос принципиальный: в ходе любой избирательной кампании, на проведение которой законодательство о выборах дает до трех месяцев, все процедуры нужно выполнять строго в определенные этим законодательством сроки…
Хотя до 1 декабря осталось всего ничего, до сих пор ещё не приняты и несколько сопутствующих закону об иноагентах законов. Видимо, в авральном порядке Госдума займется ими на следующей неделе.