Депутат Выборный назвал последствия выхода России из европейской конвенции о коррупции

«Мы никуда не свернем»

Владимир Путин 9 января внес в Госдуму проект о денонсации Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию. Кабмин инициативу главы государства поддержал. Интернет моментально наводнился слухами: якобы выход из конвенции станет шагом навстречу нечистым на руку чиновникам. Тем более, что вплоть до окончания СВО президент разрешил госслужащим не подавать декларации о доходах. Но российское руководство поспешило успокоить скептиков — законопроект вовсе не дает карт-бланш коррупционерам. 

«Мы никуда не свернем»

Унять тревоги общественности сразу после внесения законопроекта в Госдуму поспешил Дмитрий Песков. Пресс-секретарь президента подчеркнул, что денонсация Конвенции не повлияет на последовательную борьбу с коррупцией в России.

«Из-за денонсации конвенции об уголовной ответственности могут возникнуть сложности с выдачей подозреваемых. Однако это не подвергает рискам внутренний законодательный потенциал России по борьбе с коррупцией», - пояснил Песков.

Зампред комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Анатолий Выборный рассказал, что денонсация Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию стала ответным шагом на недружественные действия стран ЕС.

- Европа сейчас стоит на коленях и дышит только по команде. С Россией такое невозможно. Мы всегда действовали и продолжаем действовать с точки зрения норм международного права и на равных, - отметил Выборный.

Почему действовать с Европой на равных не получилось и при чем тут коррупция, детально раскрывается в пояснительной записке к резонансному законопроекту:

«Комитетом министров Совета Европы в рамках резолюции о правовых и финансовых последствиях прекращения членства РФ в Совете Европы принято решение прекратить полноправное членство РФ в Группе государств против коррупции (ГРЕКО), которая в соответствии с Конвенцией осуществляет мониторинг ее выполнения Договаривающимися Сторонами», - говорится в документе.

Решение это поставило Россию в крайне невыгодную и унизительную позицию поднадзорного, отмечается в документе. Членство нашей страны в ГРЕКО прекращено. Но при этом сама организация сохраняет за собой право проверять, как Россия соблюдает обязательства, вытекающие из конвенции. Одновременно с этим ни права голоса, ни права участия в обсуждениях и принятии докладов у нас больше нет. На логичный вопрос: «Оно нам надо?» в Кремле, очевидно, ответили отрицательно:

«В силу неприемлемости для Российской Федерации таких условий, а также в целях принятия мер, направленных на недопущение дискриминационного отношения к РФ в рамках оценочных механизмов ГРЕКО, предлагается денонсировать Конвенцию и прекратить участие Российской Федерации в ГРЕКО», - указывается в пояснительной записке.

Россия ратифицировала Конвенцию об уголовной ответственности за коррупцию с 2006 году. Сам документ был подписан в Страсбурге в 1999-м. Международный документ должен был способствовать совершенствованию законодательной базы по борьбе с коррупцией внутри самой России. Кроме того, идея была в том, что конвенция поможет укрепить основы  международного сотрудничества в этой области и станет важным шагом на пути дальнейшей интеграции России в общеевропейское правовое пространство, подчеркнул в своем Telegram-канале политик Олег Царев

«Конвенция, например, содержит положения о криминализации коррупционных деяний, регламентирует вопросы правовой помощи и выдачи . Поскольку Конвенция содержала правила иные, чем были предусмотрены законодательством РФ, ее ратификация повлекла за собой изменения действующих тогда федеральных законов и принятия новых. Например, был принят закон «О противодействии коррупции», а также 280-ФЗ от 25.12.2008, который ввел изменения в Уголовный, Уголовно-процессуальный и Административный кодексы РФ», - напомнил Царев.

С момента ратификации конвенции антикоррупционное законодательство нашей страны вышло на первые позиции в мире, однако на международных рейтингах этот факт никак не сказался, отмечает Анатолий Выборный:

- Нас пытались принизить в рамках ГРЕКО и Transparency International (российское отделение признано иноагентом - «МК»). У нас одно из лучших законодательств в сфере противодействия коррупции в мире. Однако эти организации нас ставили на одну позицию с Гондурасом. Когда мы спрашивали, почему так происходит, нам отвечали: «Нам неважно, что делает Россия. Нам важно, как мы относимся к России». Ну что ж, не хотите — не надо.

При этом зампред думского комитета по безопасности и борьбе с коррупцией уверен, что выход из ГРЕКО вовсе не означает, что российские правоохранительные органы будут теперь смотреть на взяточников сквозь пальцы. Парламентарий отметил, что для эффективной работы следствию вполне достаточно внутреннего законодательства.

- У нас есть Совет при президенте по борьбе с коррупцией, Национальный план и Национальная стратегия по борьбе с коррупцией. Одним федеральных нормативных актов антикоррупционной направленности у нас принято более 130 во главе с базовым законом «О противодействии коррупции», плюс региональные и муниципальные.

Сейчас в стране идет ювелирная настройка антикоррупционного законодательства со смещением акцента в сторону правоприменительной практики. Мы получаем обратную связь от Торгово-промышленной палаты и иных общественных организаций и оттачиваем правоприменение. Эта работа как шла, так и идет. Мы никуда не свернем, - заверил Анатолий Выборный.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру