Политолог Грозин объяснил лишение Назарбаева части привилегий «комплексами» Токаева

«Ему необходимо побороть тень предшественника»

«Sic transit gloria mundi » (так проходит мирская слава). Это выражение как нельзя лучше описывает то, что происходит сегодня с экс-президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым. Он больше не  почетный сенатор. Такое решение принял сегодня парламент Казахстана. А 10 января Конституционный суд страны признал утратившим силу закон «О Первом Президенте Республики Казахстан – Елбасы». 

Назарбаев лишился многих привилегий, но по-прежнему не может быть привлечен к ответственности за действия, связанные с исполнением президентских полномочий.

«Ему необходимо побороть тень предшественника»

Напомним, что привилегии Назарбаева и его семьи были закреплены в Конституции Казахстана. Во время летнего референдума статус Елбасы из Конституции был исключен. В связи с чем и последовало решение Конституционного суда.

Закон «О Первом Президенте Республики Казахстан – Елбасы был принят еще в 2000 году. По нему первый президент Казахстана «в силу его исторической миссии» обладал полной неприкосновенностью: его нельзя было задержать, арестовать, содержать под стражей, подвергать обыскам, допросам и личным досмотрам. Он был освобожден от ответственности не только за свои действия в период президентства, но и после ухода с поста. Имущество, которое принадлежало как самому президенту, так и членам его семьи, их счета были также неприкосновенны. Им была гарантирована банковская тайна.

Также первый президент мог получать пенсию в размере 80% от оклада действующего президента. Ему за счет бюджета предоставлялись канцелярия, спецсвязь, охрана, квартира, дача и транспорт, медицинское обслуживание и санаторно-курортное лечение. В общем, совсем неплохо. И всего этого Назарбаев теперь лишился.

Однако за ним все еще сохраняется статус экс-президента и соответствующие привилегии. В Законе о президенте Республики Казахстан есть статья 34, которая гарантирует экс-президентам неприкосновенность. А статья 36 освобождает их от ответственности за действия, связанные с исполнением ими полномочий президента Республики, но за исключением случаев совершения государственной измены. Также они, конечно, будут нести ответственность за преступления, совершенные после отставки. В Казахстане до сих пор остается открытым вопрос о том, насколько замешан Назарбаев и члены его семьи в событиях января 2022 года. Пока в госизмене в связи с этими событиями обвиняют только Карима Масимова, ближайшего соратника  Назарбаева, которого Генпрокуратура называет главным организатором январских событий.

Что ждет первого президента и его семью? Может ли он в конце концов оказаться на скамье подсудимых? Об этом мы поговорили с руководителем отдела Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ Андреем Грозиным.

- Как вы думаете, с чем связана нынешняя атака на Назарбаева?

- Я бы не сказал, что на него идет какая-то целенаправленная атака. Это преувеличение. В казахстанском социуме есть определенный запрос на «денурсултанизацию». 

С другой стороны, этот запрос не слишком четко сформулирован. То есть нет ни одной политической силы, ни одного политического института, который бы всерьез настаивал на реализации такого сценария. Да, в обществе есть определенный запрос на отказ от наследия первого президента. Но эта «денурсултанизация» во многом носит виртуальный характер.

Токаев, насколько я понимаю, не настроен на то, чтобы перечеркнуть все, что было до него. Он, во-первых, является ставленником Назарбаева. Во-вторых, это человек, который стоит у истоков выработки казахстанской суверенной внешней политики, которая тоже формировалась при Назарбаеве. То есть отказ от преемственности выглядел бы очень странно. Потому что он «плоть от плоти» назарбаевской системы.

Токаев, как мне кажется, не станет тем человеком, который попытается полностью зачеркнуть наследие Назарбаева. Он стоит на его плечах. Как бы ни относились к первому президенту, но Казахстан как суверенное государство состоялся при нем. Если вы отрицаете роль Назарбаева, то тем самым отрицаете и государственность Казахстана.

Я думаю, что сегодня никто в республике не готов идти по столь радикальному пути, чтобы созывать некий аналог 20-го съезда КПСС и полностью дезавуировать роль первого президента. Думаю, что этого не будет, потому что в Казахстане живут достаточно мудрые люди. В противном случае мы получим просто ухудшенный вариант Украины.

- Тогда зачем Назарбаева лишили статуса Елбасы, а теперь и звания почетного сенатора ?

- Он просто очень силен. Назарбаев – очень крупная фигура. На его фоне фигура нынешнего президента смотрится мелковато. Чтобы утвердить себя в качестве безусловного центра власти, Токаеву необходимо побороть тень предшественника. Его наследие очень мощное и дало о себе знать в январе прошлого года.

Я считаю, что Назарбаев – это «человек-глыба». Он создал современный Казахстан. Но он же заложил и множество спорных моментов, в том числе и в отношениях между РФ и Казахстаном.

Нынешний президент, отрицая своего предшественника, укрепляет собственную власть. Это понятно, и в Казахстане ни у кого вопросов не вызывает. Проблема, до каких пределов он может в этом дойти? Помните, как в Китае оценивали наследие Мао Цзэдуна? Тогда партия подсчитала, что на 70% его наследие было хорошим, а на 30% - не очень. По совокупности решили, что в целом результат его правления оценивается, как положительный. Казахстан – не Китай. Но думаю, что Токаев и его команда не заинтересованы в том, чтобы полностью перечеркнуть то, что было до них.

- Могут ли Назарбаева привлечь к ответственности за измену родине, за январские события, например?

- Думаю, вряд ли, потому что это будет разрушительным для государства.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру