Эксперты рассказали детали согласия США на передачу Украине истребителей F-16

Названы подводные камни вооружения Киева американскими реактивными самолетами

Решение президента Джо Байдена разрешить западным союзникам обучать украинские вооруженные силы управлению истребителями F-16 — и, в конечном счете, самим предоставить эти самолеты Киеву — выглядело резким изменением позиции, но на самом деле было принято после месяцев внутренних дебатов и закулисных переговоров.

Названы подводные камни вооружения Киева американскими реактивными самолетами
Фото: dvidshub.net

Байден объявил во время саммита "Большой семерки" на прошлой неделе в Хиросиме, Япония, что США присоединятся к так называемой «коалиции F-16». Зеленый свет глава Белого дома после того, как президент Украины Зеленский потратил месяцы, оказывая давление на Запад, чтобы тот предоставил его войскам реактивные самолеты американского производства.

Как отмечает Associated Press, долгое время за расчетами администрации Байдена скрывались опасения, что такой шаг может привести к эскалации напряженности в отношениях с Россией. Официальные лица США также утверждали, что обучение пилотированию и материально-техническое обеспечение усовершенствованного F-16 будет трудным и отнимет много времени.

Но за последние три месяца чиновники администрации склонились к мнению, что пришло время предоставить украинским пилотам подготовку и самолеты, необходимые для обеспечения долгосрочной безопасности страны, по словам трех чиновников, знакомых с ходом обсуждения, которые пожелали остаться анонимными, чтобы обсудить внутренние обсуждения.

Тем не менее, изменение позиции Байдена выглядело довольно внезапным. Как напоминает Associated Press, еще в феврале Байден настаивал в интервью Дэвиду Мьюиру из ABC на том, что Украине “сейчас не нужны F-16” и что “на данный момент я это исключаю”. А в марте высокопоставленный чиновник Пентагона Колин Каль заявил американским законодателям, что даже если президент США одобрит передачу F-16 для Украины, может потребоваться до двух лет, чтобы обучить и оснастить украинских пилотов.

Но по мере того, как администрация публично преуменьшала перспективу поставок F-16 для Украины в ближайшей перспективе, разгорались внутренние дебаты.

По словам официальных лиц США, тихие дискуссии в Белом доме активизировались в феврале, примерно в то время, когда Байден посетил Украину и Польшу.

По словам официальных лиц, после той поездки начались обсуждения с участием высокопоставленных представителей Совета национальной безопасности Белого дома, Пентагона и Госдепартамента о плюсах и минусах, а также деталях того, как такая передача могла бы сработать. Чиновники администрации также углубились в консультации с союзниками.

По словам представителя Министерства обороны США, который не был уполномочен публично комментировать ситуацию, в апреле министр обороны Ллойд Остин заслушал руководителей оборонных ведомств стран-союзников во время заседания Контактной группы по обороне Украины, которые просили разрешения США обучать украинцев на истребителях F-16. Остин поднял этот вопрос во время обсуждения политики Совета национальной безопасности, и было достигнуто согласие о том, что пришло время начать обучение.

Остин также поднял этот вопрос с Байденом перед саммитом G7 с рекомендацией “приступить к одобрению союзников” для обучения украинцев и передачи самолетов, сказал представитель Пентагона. По словам официальных лиц, госсекретарь Энтони Блинкен также был решительным сторонником продвижения плана во время политических переговоров в США и донес до Байдена растущую европейскую актуальность этого вопроса.

Советник президента США по национальной безопасности Джейк Салливан 8 мая отправился в Лондон для переговоров с британскими, французскими и немецкими союзниками по Украине, и F-16 занимали важное место в повестке дня. Они подробно разобрались в том, как проводить обучение и какие страны, возможно, захотят передать самолеты Украине. По словам одного из чиновников, было решено, что в первую очередь основное внимание будет уделено обучению.

Джейк Салливан, прежде чем покинуть Лондон, поговорил по телефону со своими коллегами из Нидерландов и Польши, обеих стран, у которых есть истребители F-16 и которые “будут необходимы для любых усилий по предоставлению Украине реактивных самолетов для любого использования в будущем”. Дания также потенциально могла бы предоставить реактивные самолеты, добавил чиновник.

Байден и Салливан обсудили, как предстоящий саммит G7 в Хиросиме мог бы предоставить ему хорошую возможность аргументировать перед ключевыми союзниками изменение позиции администрации в отношении истребителей.

Они также обсудили поддержку Байденом союзников, предоставляющих самолеты Украине — черту, которую он ранее, по-видимому, не хотел пересекать из опасения, что это может втянуть Запад в то, что может быть расценено как прямая конфронтация с Москвой.

Байден в ходе частных бесед с коллегами-лидерами G7 в пятницу подтвердил, что США поддержат совместные усилия по обучению украинских пилотов на F-16 и что по мере развития событий они будут вместе работать над тем, кто их предоставит и сколько человек будет отправлено.

Официальные лица администрации, Пентагона и СНБ в настоящее время разрабатывают план обучения и “когда, где и как доставить F-16” в Украину в рамках долгосрочных усилий по обеспечению безопасности, сказал чиновник.

Официальные лица США говорят, что на согласование деталей уйдет несколько месяцев, но Военно-воздушные силы США спокойно определили, что фактическое обучение реально может быть проведено примерно за четыре месяца. Военно-воздушные силы основали гораздо более короткую оценку на посещении двумя украинскими пилотами авиабазы США в марте, где они ознакомились с F-16 и летными тренажерами. По словам официальных лиц, обучение будет проходить в Европе.

Как напоминает Associated Press, администрация была сосредоточена на предоставлении Украине оружия, включая системы противовоздушной обороны, бронетехнику, оборудование для наведения мостов и артиллерию, которые были необходимы для предстоящего контрнаступления. Также были опасения, что отправка истребителей F-16 съест значительную часть денег, выделенных Украине.

Что изменилось, добавил чиновник, так это то, что другие союзники дошли до того, что были готовы предоставить свои собственные самолеты в составе базирующейся в США коалиции.

Администрация Байдена все еще изучает вопрос о том, будет ли она напрямую поставлять свои собственные истребители F-16 Украине. Как бы то ни было, для этого требовалась поддержка со стороны других союзников, потому что США не смогли бы предоставить полный парк реактивных самолетов, который, по словам Зеленского, необходим.

Министр военно-воздушных сил Фрэнк Кендалл заявил, что поставка F-16 предоставит Украине ключевые возможности на долгосрочную перспективу, но это не “изменит правила игры”. Еще одна потенциальная проблема в разговоре по F-16 связана с Турцией. Турция хочет купить 40 новых истребителей F-16 у США, но некоторые в Конгрессе выступают против продажи до тех пор, пока Турция не одобрит членство в НАТО Швеции, которая подала заявку на вступление в альянс после начала конфликта на Украине. Если Эрдоган откажется от возражений против вступления Швеции в НАТО, это может привести к тому, что Турция получит свои давно желанные истребители F-16 и в конечном итоге может увеличить количество старых F-16, находящихся в обращении, что может принести пользу Украине, отмечает Associated Press.

Но, отмечает CNN, аналитики предупреждают, что F-16 не являются панацеей от всех бед и обладают уязвимостями, о которых Москва была бы хорошо осведомлена и могла бы воспользоваться ими. На самом деле, один действующий пилот F-16 сказал CNN, что ожидания, возможно, слишком высоки.

“Отвечая на ваш вопрос о том, что F-16 может изменить ситуацию. Это не так”, - сказал пилот, пожелавший остаться неназванным, поскольку им не было разрешено говорить на эту тему. F-16 - это одномоторные многоцелевые реактивные самолеты, что означает, что они могут использоваться в операциях "воздух-воздух" или "наземная атака".

ВВС США называют F-16, который впервые поднялся в воздух в 1970-х годах, “относительно недорогой, высокоэффективной системой вооружения”.

За десятилетия были построены тысячи этих реактивных самолетов, и сотни из них были экспортированы по всему миру.

Согласно справочнику военно-воздушных сил мира Flight Global, в этом году по всему миру эксплуатируется почти 2200 истребителей F-16, что делает его самым популярным боевым самолетом на планете, на долю которого приходится 15% мирового парка.

Ожидается, что истребители F-16 для Украины будут более старыми версиями, которые находились на вооружении флотов союзников США, особенно в Западной Европе. Аналитики говорят, что F-16, которые получит Украина, не самые старые из существующих, но самолеты, которые прошли так называемую “модернизацию среднего срока службы”, что означает, что они получили усовершенствования в авионике и программном обеспечении.

Украина заявила, что ей нужно около 200 истребителей F-16.

“В западных странах имеется избыток истребителей F-16, обеспечивающих немедленную доступность и хорошо налаженную логистику”, - сказал Роберт Хопкинс, автор книги о военной авиации и бывший пилот ВВС США.

“Есть другие самолеты, более способные, чем F-16, но их меньше по количеству и они недоступны для передачи”, - добавил Хопкинс.

Аналитики говорят, что само количество F-16, действующих по всему миру, означает, что у них есть налаженная логистика и большое количество доступных запасных частей – важных компонентов для поддержания боеспособности самолетов. Но они также отмечают, что для современного реактивного истребителя, такого как F-16, обучение обслуживающего персонала может занять больше времени, чем подготовка пилотов.

“Я думаю, что украинского пилота можно научить летать на F-16 за три месяца”, - сказал Лейтон. Но “обучение обслуживающего персонала может занять месяцы или годы, в зависимости от желаемого уровня квалификации”, согласно мартовскому отчету о возможной передаче F-16 Исследовательской службой Конгресса (CRS).

Даже пройдя до 133 дней обучения в школе, техник ВВС США получает год опыта работы без отрыва от производства, чтобы стать полностью квалифицированным, говорится в отчете CRS.

Что касается подготовки пилотов, Лейтон и действующий пилот F-16, который беседовал с CNN, оба говорят, что три месяца обучения – это основы: поднять самолет в воздух, удержать его там и безопасно посадить. Однако боевые роли становятся намного сложнее. По словам пилота, F-16 легко научиться пилотировать, но на их эффективное использование в “динамичной среде угроз” могут уйти годы.

“Обучение пилотированию F-16 - это только одна часть. Американские пилоты сначала учатся летать, затем они учатся управлять двумя F-16, затем четырьмя F-16. Это многолетний процесс, и это только для основной тактической единицы применения”, - сказал пилот F-16.

Возникает вопрос и о том, где будут базироваться украинские истребители F-16.

“F-16 лучше всего работают на длинных, нетронутых взлетно-посадочных полосах. Они могут столкнуться с трудностями на более грубых территориях бывшего СССР, разбросанных по всей Украине, - написали аналитики RAND Corp. Джон Хоэн и Уильям Кортни в блоге ранее в этом месяце. – Чтобы привлечь западные самолеты, Украине, возможно, потребуется отремонтировать и потенциально расширить ряд взлетно-посадочных полос, процесс, который Россия, вероятно, обнаружит. Если бы подходящими были только несколько аэродромов и в известных местах, целенаправленные российские атаки могли бы помешать полетам украинских F-16”.

Предполагая, что Украина сможет преодолеть трудности с логистикой и техническим обслуживанием и найти безопасные взлетно-посадочные полосы для полетов F-16, они все еще нуждаются в правильном вооружении, чтобы быть эффективными против российских истребителей, таких как Су-25 и МиГ-31, говорят аналитики.

“Преимущества передачи передовых западных истребителей в борьбе за превосходство в воздухе, вероятно, будут реализованы только в сочетании с большим количеством боеприпасов западного производства”, - говорится в отчете CRS. Современное западное вооружение для F-16 было бы дорогостоящим. Например, одна усовершенствованная ракета класса "Воздух-воздух" средней дальности (AMRAAM) стоит около 1,2 миллиона долларов, сообщает CRS, добавляя, что на ее изготовление уходит около двух лет. США могли бы предоставить AMRAAMs и другое оружие из своих запасов, но из-за длительных сроков изготовления они рискуют истощить свои собственные запасы в случае необходимости в конфликте с непосредственным участием американских войск, говорится в докладе CRS.

Сюжет:

Новости СВО

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру