Новая реальность СВО: Москва становится прифронтовым городом

Политические последствия атаки на российскую столицу

Боевые действия пришли в Москву — в виде слабого отголоска, одной стотысячной или даже одной миллионной от того, что происходит в зоне СВО или даже в приграничных с Украиной регионах России. Но минимальность физического и материального ущерба никоим образом не меняет сути дела.

Политические последствия атаки на российскую столицу

тестовый баннер под заглавное изображение

Одной из особенностей российской политической жизни является ярко выраженный «столицецентризм». Решающую роль в плане формирования политического и эмоционального климата в стране играет не то, что происходит в глубинке и на периферии, а то, что происходит в самом сердце государства — главном городе России.

События ночи на предпоследний день мая сделали вполне реальной перспективу того, что ты проснешься в Москве утром от того, что в твое окно влетит «бандура» с несколькими килограммами взрывчатки. И это точно будет иметь (да что там будет иметь — уже имеет) масштабные психологические и политические последствия. Другое дело, что оценить и охарактеризовать эти последствия пока не представляется возможным.

Спонтанная и очень естественная реакция на произошедшее — сначала задать самому себе и другим вопрос: «Как такое может быть?», а потом громко потребовать: «Такое не должно повториться! Власти обязаны это обеспечить!»

Увы, но эта очень понятная и логичная в человеческом плане реакция категорически не стыкуется с реальностью, в которой мы все сейчас живем. В ходе военного конфликта не может быть никаких стопроцентных и абсолютных гарантий. А Россия находится сейчас в состоянии не просто серьезного, а очень серьезного военного конфликта. Идет борьба за, как выражаются политики и дипломаты, «переформатирование мира». И если в ходе рубки леса летят щепки, то в ходе переформатирования мира гремят взрывы, происходят теракты и летят дроны. И часть из этих дронов неизбежно будет долетать.

10 ноября 1932 года второй человек в тогдашнем британском кабинете министров, бывший и будущий премьер Стэнли Болдуин заявил в ходе дебатов в палате общин: «Я считаю, что «человек на улице» должен понять: на земле нет силы, способной защитить его от воздушной бомбардировки. Вне зависимости от того, что люди могут сказать ему, бомбардировщик всегда прорвется».

А вот современный эквивалент того же самого высказывания. Мой бывший коллега по «МК» и нынешний председатель комитета Государственной думы по информационной политике Александр Хинштейн: «Отбитый сегодня налет эскадрильи дронов на Москву — это новая реальность, которую предстоит осознать. Несомненно, диверсионно-террористические атаки Украины будут лишь нарастать... То, что все 8 БПЛА, по сообщению Минобороны, сбиты системой ПВО или подавлены средствами РЭБ, замечательно. Но это не должно никого успокаивать. Нельзя недооценивать врага!»

А вот еще одно очень верное высказывание Александра Хинштейна: «Конечно же, первая задача таких атак — психологическое воздействие. Вызвать панику, запугать людей, посеять чувство незащищенности». В самую точку!

Чисто военный аспект является здесь глубоко вторичным. А вот политический и психологический — первостепенным. Именно в этой сфере — борьбы за общественное мнение — сейчас и будет идти основная «большая игра». Первый ход в этой игре очевиден: очередное ужесточение российского законодательства.

Пост в одном из главных украинских политических телеграм-каналов: «По обилию контента на эту тему в российских СМИ, телеграм-каналах и в соцсетях сразу заметно, что в РФ в отличие от Украины нет законов, запрещающих съемки прилетов, работы ПВО и так далее. Впрочем, учитывая увеличение интенсивности воздушных атак на российскую территорию, не исключено, что РФ... также введет ограничение на съемку на законодательном уровне». Не просто « не исключено» — гарантировано.

Ясны и главные задачи сторон. С помощью «формирующих операций» (термин из свежей статьи The Financial Times) Украина будет стремиться подорвать уровень поддержки СВО и власти в целом в российском обществе, спровоцировать возникновение и нарастание внутренней нестабильности в стране.

Задача Кремля носит прямо противоположный характер: сохранить политическую стабильность в России, перенаправить негативную энергию людей на официальный Киев и стоящий за ним коллективный Запад.

В любом случае, мы имеем принципиально новый уровень эскалации конфликта — не первый и точно не последний. Для жителей столицы России украинский конфликт перестает — снова извините, уже перестал — быть «чем-то на экране телевизора».

Кадры последствий атаки украинских беспилотников на Москву: залетали в квартиры

Кадры последствий атаки украинских беспилотников на Москву: залетали в квартиры

Смотрите фотогалерею по теме

Сюжет:

Новости СВО

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №29040 от 31 мая 2023

Заголовок в газете: Москва становится прифронтовым городом

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

...
Сегодня
...
...
...
...
Ощущается как ...

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру