«Если один из ста убежит, это не значит, что остальные — конченые негодяи"

Госдума определила правила мобилизации судимых и подследственных россиян

Госдума приняла в первом чтении пакет из двух законопроектов, который позволит Министерству обороны в период мобилизации заключать контракты с гражданами, находящимися под следствием или судом по обвинению в совершении нетяжких преступлений. Легализуется и заключение контрактов с осужденными — по процедуре, которая не потребует подписания указов президента о помиловании и вообще обходит стороной Уголовный кодекс. В силу нововведения могут вступить уже к концу следующей недели.

Госдума определила правила мобилизации судимых и подследственных россиян

Андрей Картаполов («ЕР») от имени авторов и профильного Комитета по обороне заявил, что в условиях специальной военной операции есть много людей, «которые хотят пойти защищать страну с оружием в руках, но законодательство не позволяет», — ограниченно годные к несению военной службы по состоянию здоровья и имеющие судимость, например. «Мы полагаем целесообразным, а главное — справедливым расширить базу комплектования Вооруженных сил», — сказал он.

С прошлой осени закон уже позволяет призывать по мобилизации судимых за совершение преступлений любой степени тяжести, за исключением тех, кто наказан по 22 статьям Уголовного кодекса — за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, террористические, экстремистские преступления и ряд других. Сейчас перечень преступлений, приговор за которые закрывает дорогу в армию, предлагается расширить за счет «диверсионных» и позволить то, что пока запрещено: заключать с судимыми контракты.

Заключать контракты можно будет и с совершившими преступления небольшой и средней тяжести, в отношении которых следствие приостановлено. Ограниченно годные по состоянию здоровья тоже смогут заключать контракты о службе в период мобилизации, «если есть заболевания, которые позволяют выполнять задачи».

Второй законопроект из пакета, по словам одного из авторов и первого замглавы профильного Комитета по госстроительству и законодательству Ирины Панькиной («ЕР»), предлагает отдельный от Уголовного кодекса, особенный механизм урегулирования отношений подписавших контракт подследственных и судимых с законом. Уголовные дела и рассмотрение их в судах будут приостанавливаться, освобождение из мест лишения свободы осужденных станет «условным». «Принципиальное отличие законопроекта», по ее словам, в том, что воспользоваться правом уйти воевать смогут лишь совершившие преступление или осужденные ДО того дня, когда пакет законопроектов вступит в силу. Заметим, что второе и третье чтения законопроектов могут состояться уже на следующей неделе, а в силу принятые законы вступят сразу после подписания президентом и опубликования…

Нина Останина (КПРФ) назвала предложения «разумными», в том числе и потому, что «другие категории» смогут заменить в зоне СВО мобилизованных многодетных отцов, отцов детей-инвалидов. Эту проблему за счет судимых и подследственных «мы решаем не полностью, но частично», — честно признал г-н Картаполов.

«Мы полагаем, что законопроект будет распространяться и на тех, кто совершил воинские преступления. Человеку будет предложено: ну, парень, ты или продолжаешь бегать и вернешься в тюрьму, или вернись и докажи, что ты человек, мужчина и гражданин», — объяснил он. Ответить на вопрос о том, сколько мобилизованных из мест заключения «перебежали на сторону врага в первую же неделю», г-н Картаполов не смог. По его мнению, «если один из ста убежит, это не значит, что остальные — конченые негодяи. В семье не без урода».

Ольгу Алимову (КПРФ) беспокоило, что заключать контракт можно будет с осужденными за убийство (мобилизовывать их уже можно), потому что «они получат в руки оружие, и неизвестно, на кого оно будет направлено». «Отбор людей, которые изъявят желание идти в армию, но совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления, и там не только убийство (бандитизм, грабеж, нанесение тяжких телесных повреждений, изнасилование совершеннолетнего в том числе. — «МК»), будет идти в особом порядке, не все из них получат возможность себя реабилитировать», — заверил г-н Картаполов.

Воинская дисциплина, сообщил он, «по итогам 2022 года в целом находится на том же уровне, что и в предыдущем году. Единственное — количество самовольных оставлений частей превышает показатели предыдущих лет, но мы полагаем, что эти законы как раз позволят эту проблему решить». Дело в том, что полное освобождение от отбывания наказания, снятие судимости и окончательное закрытие уголовного дела обещано лишь дослужившим до окончания срока действия контракта или заслужившим госнаграду в боях.

Алексей Куринный (КПРФ) поинтересовался, как власти будут поступать в том случае, если по одному делу небольшой и средней тяжести проходит сразу несколько человек и один из них решит пойти служить по контракту. Г-жа Панькина сказала, что все детали предложенного механизма потом «пошагово» пропишут в подзаконных актах. По данным ФСИН, на 1 февраля 2023 года в местах лишения свободы находилось более 400 тысяч человек, и это без учета СИЗО, напомнила г-жа Панькина: это и есть резерв, из которого армия будет черпать контрактников.

Фракция КПРФ была не готова поддержать предложенные законопроекты, заявил от имени коммунистов Юрий Синельщиков: по его словам, единственным законом, который является источником уголовного права, являются Уголовный кодекс, и без внесения изменений в него могут возникнуть существенные проблемы. Но глава Комитета по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников («ЕР») призвал голосовать «за», потому что законопроекты решают «важные государственные задачи».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №29049 от 15 июня 2023

Заголовок в газете: Судимые вместо многодетных отцов

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру