Юридическое преследование Дональда Трампа стало поистине вечным двигателем современной американской политики. Наряду с менее значимыми «амурными» (вроде скандала со звездой фильмов для взрослых Сторми Дэниелс) делами 45-го президента, лидеру республиканцев с разной периодичностью вменяют для баланса и серьезные проступки – типа обвинений в ненадлежащем обращении с секретной документацией.
Не успел наступить август, как Трамп снова оказался главным героем абсолютно всех страниц зарубежной прессы. И тут, бесспорно, причина весьма серьезная. В рамках расследования специального прокурора Джека Смита Трампу были предъявлены обвинения: заговор с целью обмана Соединенных Штатов; сговор с целью воспрепятствования официальному разбирательству; воспрепятствование и попытка воспрепятствования официальному разбирательству; заговор против прав избирателей.
В 45-страничном обвинительном акте в мельчайших подробностях описывается, как экс-президент и его союзники якобы сознательно распространяли ложные обвинения в фальсификации выборов, созывали мошеннических избирателей и пытались заблокировать подтверждение результатов выборов 6 января.
В документе также перечислены шесть сообщников, сыгравших центральную роль в заговоре с целью сохранить Трампа у власти. Хотя они не были названы напрямую, описания пяти из шести соучастников совпадали с фигурами адвокатов Трампа Руди Джулиани, Сидни Пауэлл, Джона Истмана, Кена Чесебро, а также бывшего чиновника Министерства юстиции США Джеффа Кларка.
Пристальное внимание не только американского общества, но и всего мира к этому делу объяснимо по нескольким причинам. Во-первых, впервые лидеру Соединенных Штатов (пусть и бывшему) вот так прямолинейно предъявляют уголовные обвинения за драматические события 2020 года. До Трампа никто из президентов не был так близок к тюремной решетке. Во-вторых, дело касается фактически священного для любого американца вопроса нарушения конституционных прав, а поэтому и признается наиболее опасным для политика-республиканца. И третье, о чем точно нельзя забывать, вся возня происходит в предвыборный период, когда каждый претендент, выдвинувший свою кандидатуру на президентскую гонку, только и трудится на зарабатывание себе плюсов от электората.
Ясно, что последний пункт справедливо вызывает подозрения в американском обществе. Если уж выборы 2024 года воспринимать как очередную битву между демократами и республиканцами, то главная схватка тогда развернется между Байденом и Трампом. А раз так, то и преследование главного лидера консерваторов воспринимается как грязная политическая игра.
В моменты возникновения очередных претензий по отношению к Трампу, республиканское крыло откровенно винит администрацию Байдена во «вмешательстве в выборы» и в использовании «антитрамповской риторики» с целью прикрыть реальные политические проблемы.
Долю правды в подобных выпадах проследить можно. На секундочку стоит вспомнить, что совсем недавно в американском политическом поле витала «проблема белого порошка» в Белом доме, а также разбирательства вокруг сына президента США Хантера Байдена и его финансовых махинаций с украинской компанией «Бурисма».
Дела громкие, но практически безрезультатные. Внимание американской прессы к фигуре Хантера было достаточно скромным – особенно на фоне интереса к юридическим проблемам Трампа. Формула «демократы не чисты на руку, поэтому давайте их побыстрее накажем» рефреном звучала лишь в консервативных СМИ, да и там затухла аккурат с появлением новых обвинений против экс-президента-республиканца.
Смысл ясен с обеих сторон. Демократам сейчас очень на руку перевести все внимание общественности на «главного злодея», который покусился на святое – Конституцию Соединенных Штатов! Джо Байдену (по сути, все еще не имеющему вменяемо объясненного плана на еще один президентский срок) вся эта история позволяет создать иллюзию того, что его Богом предначертанная миссия – бороться с «внутренними экстремистами», чем он и занимается.
По другую сторону баррикад республиканцы, интерес которых тоже, как уже было сказано, переключился с Хантера Байдена на господина Трампа. Кто-то возразит, мол, консерваторы могли бы продавливать и дальше скандал вокруг коррупционных схем, связанных с семьей действующего президента-демократа. Но республиканцы уже неоднократно демонстрировали более взвешенный подход к громким делам. Все имевшиеся у них доказательства они уже предъявили, дальше дело за прокурорами, любой лишний шум вокруг этого может сыграть против консерваторов.
Плюс к этому личность Трампа (несмотря на его проблемы с законом) остается для Республиканской партии весомой. Это доказывает и проведенный в конце июля опрос Сиенского колледжа о президентской кампании 2024 года. Он показал, что Трамп имел решающее преимущество почти во всех демографических группах и регионах и в каждом идеологическом крыле «старой доброй партии».
По данным опроса, преследуемый федеральными структурами лидер республиканцев набрал 54% голосов респондентов, сильно отрываясь от своего главного соперника Рона Десантиса (у него лишь 17%). Об остальных кандидатах и речи нет, не более 3% у каждого – точно не показатель способных спутать карты соперников.
Учитывая, что голосовавшие выразили неудовлетворенность фигурой Десантиса (по мнению респондентов, результатов обещаний губернатора Флориды так и не видно), никакой другой кандидатуры на лидерском посту кроме Трампа прореспубликанское общество не представляет.
С другой стороны, для республиканцев в целом (симпатизирующих Трампу или нет) борьба с «несправедливостью демократов» перешла в разряд экзистенциальной. Например, еще один кандидат в президенты от республиканцев Вивек Рамасвами во вторник объявил, что подает в суд на министерство юстиции и подает новый запрос в соответствии с Законом о свободе информации для получения деталей о недавних обвинительных заключениях против бывшего президента Трампа.
«Моя цель в возбуждении этого иска состоит в том, чтобы наконец обеспечить подотчетность и прозрачность: что Байден и его приспешники сказали генеральному прокурору Меррику Гарланду и что Гарланд и те, кто назначил его генеральным прокурором, сказали специальному прокурору Джеку Смиту», – сказал Рамасвами в заявлении, распространенном его кампанией.
Политик также добавил: «Коррумпированная федеральная полиция не остановится, пока не выполнит свою миссию: устранить Трампа». Рамасвами утверждал, что экс-президент «не является настоящей причиной того, что произошло 6 января» и что причиной была «систематическая и повсеместная цензура граждан» перед беспорядками.
И здесь показательно: Рамасвами в своем заявлении также повторил свое обещание помиловать бывшего президента – если он сам будет избран в Овальный кабинет. Он ранее заявлял, что «было бы проще», если бы Трамп был исключен из числа кандидатов от Республиканской партии 2024 года, но добавил, что защищает экс-президента из принципа.
Многие согласятся, что того же Хантера Байдена никто «из принципа», наверное, защищать не будет. Не тот статус, да и не та фигура. А вот за Трампа (ставшего для демократов инструментом борьбы со «злостными республиканцами», а для республиканцев – инструментом «удушения» совести демократов) встать готовы. И именно поэтому судьба опального политика сейчас для всей Америки несколько важнее по сравнению с непутевым байденовским отпрыском. Через Трампа сейчас решается политическое будущее США.