Украина дошла до печати боеприпасов на 3D-принтере

Эксперт подсказал способ борьбы с «конфетными бомбами»

Британский журнал Economist вышел с сенсационной новостью: Украина начала печатать боеприпасы для ВСУ на 3D-принтере. В неделю «из печати» выходит до тысячи пластиковых корпусов для этих боеприпасов, которые получили название «конфетные бомбы». Издание сообщает, что, хотя они и не могут стать полноценной заменой боеприпасам заводского изготовления, но обладают одним очень важным свойством — дешевизной.

Эксперт подсказал способ борьбы с «конфетными бомбами»

Насколько они опасны и как бороться с такими «конфетными бомбами», на условиях анонимности «МК» рассказал один из действующих специалистов боеприпасной отрасли.

Западное издание пишет, что оболочка для таких боеприпасов поставляется на Украину из-за рубежа, проходя через таможню под видом детских игрушек и других вещей типа подсвечников. Правда, непонятно, для чего это делать, когда более серьезное вооружение – танки, ракеты, бронемашины – идет на Украину вполне легальным потоком.

При этом британцы сетуют, что Киев испытывает серьезные трудности с цепочками таких поставок, поскольку материалы и сырье для такого производства прибывает из разных точек мира.

– Такие боеприпасы, – рассказал «МК» специалист боеприпасной отрасли, – делают не только украинские, но и наши военные для снарядов малых калибров, которые применяются с беспилотников. В основном на  3D-принтере печатаются  стабилизаторы. Хотя корпуса тоже делают. Для кумулятивных и других снарядов.  

 Тысяча штук в неделю – это большой объём?

– Знаете, тут как посмотреть... Насколько известно, у украинцев непосредственно поблизости от переднего края есть мастерская, где, как говорят мои коллеги, такую работу выполняют порядка тридцати 3D-принтеров. В среднем, чтобы напечатать целиком один корпус боеприпаса, требуется где-то два часа. Вот и считайте. С учетом того, что они работают непрерывно,  количество таких боеприпасов, может быть, делается и немалое. Но про изготовление боеприпасов больших калибров я не слышал. А вот мелочи всякой они делают много.  

–​ Но ведь для таких «конфетных бомб» требуется еще и начинка – взрывчатка? Ее делают на Украине?

– Там в основном используется пластит, который берут из старых танковых блоков динамической защиты. Кроме того, у них поставки идут из-за рубежа, из той же Польши. У самих украинцев уже почти ничего своего нет. Все, что они используют, в основном привозное. Хотя в свое время у них оружейные арсеналы были большие. Один из них Балаклеевский.

Это огромный склад сейчас у них в руках остался?

– Да, в Харьковской области. Если вспомнить Советский Союз, то  там же три военных округа было Прикарпатский, Киевский, Одесский.  Склады и арсеналы огромные. Оружейный склад в Приднестровье – это один из них.

 И как мы можем бороться с производством таких «конфетных бомб»? Взрывать эти мастерские с 3D-принтерами? Или сбивать беспилотники на большой дальности, чтобы они не подлетали к нашим позициям?

– В принципе, да. Но те мужики, кто приехал оттуда, говорят, что если системы радиоэлектронной борьбы – РЭБ – включены с обеих сторон, то вся эта мелочь беспилотная вообще не летает. Такие беспилотные аппараты «гасят» в основном средствами РЭБ, так как сбить их очень трудно. Они мелкие и малозаметные. РЭБ – это активный метод, но применяются еще и пассивные средства, когда «гасят» каналы их управления, и они просто падают. Есть и другие способы.

Причем каналы управления и частоты излучения массовых беспилотников китайского производства известны. С ними уже научились легко бороться. Но сейчас и с нашей, и с той стороны появились специализированные системы управления, у которых частоты другие. Вот их погасить сложно.

–​ В принципе, производство таких, пусть даже мелких, боеприпасов в количестве тысячи единиц в неделю прямо на линии фронта вещь очень неприятная?

– Безусловно, для нас – ничего хорошего. Сейчас специалисты склоняются к тому, чтобы приравнять эти мелкие дроны-камикадзе к управляемым боеприпасам. Все чаще можно слышать такую трактовку. Эта классификация пока еще не отработана, но в целом, если подумать, чем этот дрон с таким боезарядом отличается от того же управляемого снаряда «Краснополь»? По сути своей, почти то же самое. В результате мы будем вынуждены идти по пути усовершенствования и обновления методов борьбы с такими боеприпасами. 

Сюжет:

Новости СВО

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №29085 от 4 августа 2023

Заголовок в газете: «Конфеты» по-киевски

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру