Политолог Макаркин оценил последствия разгоревшегося конфликта между Индией и Канадой

В чем суть напряженности

«Око за око», – так индийский новостной сайт Firstpost отреагировал на высылку властями страны канадского дипломата. До этого Оттава предприняла аналогичный шаг. Причиной стали необдуманные высказывания премьер-министра Канады Джастина Трюдо. Выступая в парламенте, он обвинил индийское правительство в причастности к убийству лидера сикхской общины Хардипа Сингха Ниджара в Британской Колумбии. Разбираемся, чем может обернуться конфликт двух стран.

В чем суть напряженности
Политолог Алексей Макаркин

Своеобразным началом острой фазы в отношениях Оттавы и Нью-Дели стал понедельник, 18 сентября. Премьер-министр Канады Джастин Трюдо, выступая в парламенте, заявил: «В течение последних нескольких недель канадские службы безопасности активно расследовали заслуживающие доверия утверждения о потенциальной связи между агентами правительства Индии и убийством канадского гражданина Хардипа Сингха Ниджара».

Пообещав, что будут предприняты «все необходимые шаги для привлечения виновных к ответственности», Оттава высылает высокопоставленного индийского дипломата из страны. На следующий день зеркально отвечает и Нью-Дели.

Хардип Сингх Ниджар был застрелен в июне возле сикхского храма в Суррее (Британская Колумбия). Он был известен как активист кампании за отделение сикхской нации из индийского штата Пенджаб. Движение запрещено в самой Индии.

Нью-Дели во вторник категорически отверг как «необоснованное» и «немотивированное» утверждение премьер-министра Канады Джастина Трюдо о «потенциальной связи между индийскими правительственными агентами и убийством Сингха Ниджара и потребовала скорейшего судебного иска против антииндийских элементов, действующих из Канады».

Официальный представитель Министерства иностранных дел Индии Ариндам Багчи так отреагировал на действия Оттавы: «Это решение отражает растущую обеспокоенность правительства Индии вмешательством канадских дипломатов в наши внутренние дела и их участием в антииндийской деятельности». Канадскому дипломату дали 5 дней на то, чтобы покинуть страну.

Эффект от этого не заставил себя долго ждать. Министр торговли Индии Пиюш Гоял сообщил изданию Firstpost во вторник: Индия и Канада приостановили торговые переговоры из-за разногласий. По словам Гояла, Индии необходимо убедиться, что геополитически и экономически страны «находятся на одной волне».

«На одной волне» Оттава и Нью-Дели не находятся давно. Вспомним, как канадская делегация (с Трюдо на борту) не смогла улететь из Индии после саммита G20 из-за поломки самолета. В кулуарах саммита премьер Индии Нарендра Моди также высказывал свои претензии Джастину Трюдо из-за протестов сикхов в Канаде (в этой стране, по данным Associated Press, проживает около 770 тысяч сикхов. Это 2% от общей численности населения).

О причинах и перспективах индийско-канадских отношений «МК» поговорил с политологом Алексеем Макаркиным:

– Единственный аспект напряженности Индии и Канады – это сикхский вопрос. Там других-то раздражителей не видно. Системного противостояние нет. Но в истории был 1985 год: катастрофа Boeing-747 Air-India. У нас это забылось, а вот в Индии об этом помнят. Самолет упал над Атлантическим океаном, он был уничтожен, прогремел взрыв. Полет совершался по маршруту Монреаль-Лондон-Дели. В ходе расследования выяснялось, что теракт организовал человек, который являлся сикхом. Рипудаман Сингх Малик с двойным британским и канадским гражданством был признан виновным в изготовлении бомбы. Воспринимается это серьезно. Опять же повторю, у нас это история, но в Индии не забылось.

Эксперт добавил, что наряду с «индийским вопросом» остается и интерес Канады: «У страны большая сикхская община, это избиратель. Среди них есть политики (глава одной из партии является сикхом). Многие из них имеют канадское гражданство. Для Индии это риск. Примерно в это же время, когда случилась катастрофа с Boeing, охранники убили Индиру Ганди (7-я премьер-министр Индии. – «МК»). Они тоже были сикхами».

Алексей Макаркин провел параллель в истории Оттавы и Нью-Дели с отношениями Турции и Швеции. Только там главный камень преткновения – курды: «В Швеции есть курдская община, которая настроена против политического курса Эрдогана. Сейчас Президент Турции затягивает вопрос об одобрении принятия Швеции в Североатлантический блок, требует принять меры против активистов из этой общины, воспринимает их как угрозу для внутренней стабильности страны. Швеция здесь маневрирует, ведь там тоже есть избиратели, общественное настроение…».

Политолог сомневается, что нынешний конфликт между странами может вылиться во что-то более серьезное:

– Я не думаю, что это будет иметь какие-то большие последствия. Здесь есть фактор репутации, фактор избирателей. В конце концов, есть новая демократическая партия, которой руководит Джагмит Сингх. Это одна из наиболее значимых партий Канады. Она важна для устойчивости нынешнего правительства. С другой стороны, есть отношения с Индией в рамках «Двадцатки», там страна – один из важных мировых центров. Плюс, она в чем-то сотрудничает, в чем-то соперничает с Китаем. Это объективно сближает Индию с Западом, открывает возможность для диалога и взаимодействия друг с другом. Поэтому сейчас произошла вспышка. Но, если не последует никаких серьезных раздражителей, отношения снова войдут в инерционное русло.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру