Несмотря на то что Вашингтон очень давит на немецкие власти в вопросах поставок вооружения Украине, Берлин все же опасается быть втянутым в вооруженный конфликт. Как пишут немецкие СМИ, ракеты Taurus используют особые геоданные, передавать которые украинской стороне должны будут непосредственно немецкие военные либо на месте, либо в удаленном режиме. Такие действия могут быть расценены как прямое вовлечение в конфликт. А потому бундесверу может потребоваться согласие парламента Германии.
На фоне политических аспектов возникает еще и техническая загвоздка. Как сообщает европейский военный концерн MBDA, специализирующийся на производстве ракет Taurus, на подготовку украинских военных для работы с данной системой вооружения потребуется не менее трех месяцев. Поэтому даже если Германия, руководствуясь примером Вашингтона, решится на передачу ракет, ВСУ не смогут сразу же начать их использование по назначению. Тем не менее Киев очень хочет получить эти ракеты как можно быстрее.
- По большому счёту, - говорит военный эксперт Юрий Кнутов, - Киев просит эти ракеты как раз для обстрелов Крыма и наших дальних тылов. Основная цель, которую перед собой ставит противник, это нанести удары по нашим центрам управления, логистическим цепочкам и вынудить нас отодвинуть штабы, места размещения резервов и склады с горюче-смазочными материалами на расстояние 250-300 километров от линии фронта.
Это осложнит нам управление войсками, своевременную поставку резервов, а штабам — затруднит получение объективной информации. Из-за этого ослабнет наша оборона и появится шанс её прорвать.
Это та главная стратегическая цель, для реализации которой Киев требует эти дальнобойные ракеты. Причём об этом открыто говорил министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба.
Учитывая, что на фронте ситуация для ВСУ складывается не очень хорошо, они попытаются увеличить количество обстрелов нашей территории. Цель - дестабилизировать моральную обстановку внутри нашей страны, создать ажиотаж, неуверенность в завтрашнем дне, заставить простых людей не верить руководству страны.
Эти настроения, по мысли киевских властей и их кураторов, должны передаться на фронт и, следовательно, повлечь за собой разложение армии. Таким образом противник может держать победу. Эту схему излагал бывший министр обороны Украины Алексей Резников. Он прямо говорил, что в открытом бою им Россию не победить, а вот морально разложить — шанс есть.
Исходя из этой концепции, следует ждать активизации ударов беспилотников и ракет ВСУ как по новым территориям, так и в глубине России. Основной вопрос, который стоит в борьбе с этими ракетами, это вычисление маршрутов и логистических путей, по которым будет транспортироваться вся эта техника и эти ракеты по территории Украины, уничтожение их на пути следования, а также мест складирования.
И уже когда ВСУ попытаются применять по нам оставшееся небольшое количество ракет, то предстоит сбивать их силами систем противовоздушной обороны. Такой многоступенчатый подход позволит свести ущерб от подобного рода ударов к минимуму.
- Сколько ракет может поставить Германия?
- Вообще у Германии их шестьсот штук. Правда, производили они их на протяжении десяти лет, по шестьдесят ракет в год. Это игрушка дорогостоящая и трудоёмкая. Каждая по несколько миллионов евро. Поэтому сомневаюсь, что немцы будут готовы поставить все шестьсот. Я думаю, что пока максимум штук сто, не больше.
- В ситуации с ракетами Storm Shadow Украина столкнулась с нехваткой носителей для запуска ракет. С Taurus подобные проблемы могут возникнуть?
- Storm Shadow Украина сейчас запускает с самолетов Су-24. Они переделали фронтовые советские бомбардировщики под носители этих ракет. У Су-24 изменяемая геометрия крыла, благодаря этому самолёт имеет более короткий взлёт и пробег при посадке, то есть лучше приспособлен к различным небольшим аэродромам.
Так же у него есть возможность лететь по маршруту с огибанием рельефа местности, то есть фактически, пусть не совсем над землёй, но достаточно низко. Причём это делается в автоматическом режиме. Поэтому, эти самолёты лучше всего подходят для решения данных задач.
С Taurus все ещё проще, их, что самое опасное, можно запускать, в том числе и с земли, и с кораблей. Первый вариант позволяет запускать ракеты с обычного контейнера. То есть идёт грузовик с автомобильной платформой, на ней стоит контейнер, контейнер раскрылся, ракету запустили, контейнер закрылся, поехал дальше. Такой же контейнер может стоять на гражданском корабле. При этом, несмотря на наземный старт, дальность и точность полета ракеты не ухудшается.