Названы военные и политические риски наземной операции Израиля в секторе Газа

Не устроил ли ХАМАС большую западню: последствия будут тяжелыми

Ожидающееся со дня на день (а то и раньше) наземное наступление Израиля в Газе сопряжено с физическими и политическими рисками. На стороне израильских военных мощь, но ХАМАС хорошо подготовлен, и гуманитарные последствия могут оказаться дорогостоящими.

Не устроил ли ХАМАС большую западню: последствия будут тяжелыми

Израиль готов начать наземное наступление на северную половину Газы. Эта операция, несмотря на все военное превосходство ЦАХАЛ, сопряжена с неопределенностью, и ее потенциальные гуманитарные последствия являются мрачными, пишет в аналитическом материале The Observer редактор отдела обороны и безопасности Дэн Саббах.

В понедельник 9 октября военные призвали 300 000 резервистов в дополнение к своей постоянной армии численностью 170 000 человек и сосредоточили их вблизи границы с Газой. По оценкам, ХАМАС может рассчитывать на 30 000 бойцов, возможно, десятую часть вероятных сил вторжения, и у него нет ни танков, ни авиации, которыми располагают наступающие.

Такое подавляющее соотношение должно дать израильским силам обороны (ИДФ) высокие шансы захватить северный район сектора Газа, который включает его главный центр, город Газа, из которого его руководство приказало эвакуировать 1,1 миллиона палестинцев в пятницу.

ХАМАС уже давно был готов к израильскому вторжению, прорыв сложную сеть туннелей по всей территории Газы, предназначенных для того, чтобы позволить его силам пережить воздушные бомбардировки, отмечает The Observer. Некоторые туннели, ранее обнаруженные Израилем и проходившие под пограничным забором, имеют глубину до 70 метров.

Сильно урбанизированная местность – сектор Газа является одним из самых густонаселенных районов в мире – также благоприятствует защитникам, когда они пытаются дать отпор. За каждое оставшееся после бомбардировок здание придется сражаться, и интенсивное минирование может еще больше помешать израильтянам, если ХАМАС скопирует технику, используемую Россией для подавления контрнаступления Украины, подчеркивает The Observer.

Израиль тоже планирует, и если ЦАХАЛ получит контроль над входами в туннели, то, скорее всего, заминирует их, чем попытается проникнуть в них. Но без полного контроля над подземной сетью, где, вероятно, будут базироваться командные пункты ХАМАС, любой военный контроль над северной частью Газы будет небезопасным.

Требование Израиля, чтобы палестинские мирные жители покинули север, также указывает на то, что, вероятно, является еще одной частью стратегии захватчиков: жестокая попытка очистить северный сектор от боевиков ХАМАС. О его намерениях почти наверняка свидетельствует то, что уже стало безжалостной воздушной бомбардировкой, в результате которой погибло более 1500 палестинцев, треть из которых – дети, отмечает The Observer.

Целые кварталы, такие как район Рималь в городе Газа, были стерты с лица земли. Военно-воздушные силы Израиля заявили, что к четвергу они сбросили 6000 бомб на объекты ХАМАС, а на следующее утро поразили еще 750 целей. Бывший следователь ООН по военным преступлениям Марк Галаско отметил, что это почти эквивалентно количеству бомб, сброшенных силами НАТО в Афганистане за год: 7423.

Реальность почти наверняка такова, что наземное вторжение будет кровавым, и вполне возможно, что международная политическая поддержка Израиля, которая высока после жестокого нападения ХАМАС неделю назад, в результате которого погибли 1300 израильских мирных жителей, будет снижаться по мере того, как все больше мирных палестинцев будут убиты или останутся в ловушке без крова, продовольствия или электричества.

Существует также вопрос о том, какой будет среднесрочная стратегия Израиля, если он сможет захватить контроль над северной половиной Газы. Было бы логично посмотреть на юг; вторжение, направленное на устранение ХАМАС как контролирующей силы, имеет смысл только в том случае, если оккупация является тотальной. Именно это, в более широком масштабе, послужило причиной 20-летней оккупации Афганистана под руководством США в ответ на теракты 11 сентября.

Биньямин Нетаньяху, премьер-министр Израиля, заявил в среду, что цель Израиля - “сокрушить и ликвидировать” ХАМАС, но, как правящая власть в Газе, это палестинское исламистское движение глубоко укоренилось в местном обществе. Эксперты аналитического центра Королевского института объединенных служб считают, что для установления контроля Израилю придется “уничтожить все органы управления в Газе” и заменить их военной администрацией, почти наверняка борясь с продолжающимся мятежом.

Хасан Альхасан, эксперт по Ближнему Востоку из Международного института стратегических исследований, пошел дальше, спросив на онлайн-семинаре в пятницу, “существует ли какая-либо жизнеспособная военная стратегия, кроме тотальной этнической чистки Газы, которая привела бы к окончательному поражению ХАМАС”, и не “идет ли Израиль в ловушку, установленную ХАМАС”.

Аргумент Альхасана заключается в том, что ХАМАС может “возродиться за одно-два поколения”, потому что в конечном счете он может черпать силу из 2,3-миллионного населения Газы, а новые рекруты воспитываются на воспоминаниях о жестоком прошлом. Аналогичное замечание было высказано ранее на этой неделе бывшим главой МИ-6 сэром Алексом Янгером: “Вы не можете убить всех террористов, не создав новых террористов”.

Сюжет:

Война Израиля и Палестины 2023 - последние новости на сегодня

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №29136 от 16 октября 2023

Заголовок в газете: Сектор анклавной войны

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру