«Я думаю, нам следует прекратить бессмысленно жертвовать украинской молодежью в окопах, заключить перемирие и начать процесс нормализации отношений с Россией. Россия и Украина – это в буквальном смысле двоюродные братья», – заявил Илон Маск в беседе с американским телеведущим Такером Карлсоном.
Предприниматель добавил, что «самые лучшие ракетные технологии были тогда, когда Украина и Россия работали вместе… Так что, как бы кто ни пытался сказать, это не естественные противники. У них есть обиды, но они буквально являются одной семьей».
Маск считает, что именно Запад подталкивает стороны к усугублению конфликта: «К региональной трагедии добавляется еще и цивилизационный риск, который мы несем, делая Россию изгоем для Запада, не разрешая международные сделки с Россией, вводя, по сути, жесткие санкции».
Такие высказывания для видных американских деятелей не вполне типичны. Однако под этим может скрываться не столько желание действительно раз и навсегда решить российско-украинский вопрос, а скрыть некоторые проблемы в американском военно-промышленном комплексе.
Намек на подготовку к «тяжелым временам» высказал премьер-министр Украины Денис Шмыгаль: «У нас огромный дефицит боеприпасов не только на Украине, но и во всем мире. Мы понимаем, что должны производить их здесь, на Украине, потому что во всем мире закончились снаряды, запасы истощились. Все склады пусты».
Он подчеркнул: украинцы понимают, что сами должны производить снаряды. Добавил уверенности в этом и украинский министр по вопросам стратегических отраслей Александр Камышин. Он убежден в бессмысленности стремления к полной независимости, потому что «ни одна страна не может выдержать такой уровень потребления» снарядов.
Опасения ясны еще и на фоне появившейся в ежедневном бюллетене Американского института изучения войны (ISW) информации, что производство снарядов России обеспечат достаточное количество боеприпасов для обороны в обозримом будущем.
Институт подсчитал: Россия сократила расход снарядов по сравнению с пиком лета 2022 года. По данным эстонской военной разведки, обнародованным 20 октября, у России остается около 4 миллиона снарядов.
«Исходя из западных оценок российских возможностей артиллерийского производства, Россия, вероятно, сможет поддерживать в целом достаточную плотность огня в обозримом будущем. Хотя общее снижение российской плотности огня может помешать способности российских войск проводить крупномасштабные наступательные операции, маловероятно, что российские войска столкнутся с широкомасштабным дефицитом, хронически подрывающим оборонительные операции, а снижение плотности огня само по себе не дает преимущества украинским силам», – заключают эксперты ISW.
В 2024 году все будет зависеть от способности западных стран дать Украине превосходство в количестве доступных боеприпасов, пишет ISW.