В своих «военно-стратегических заметках» Шурыгин назвал главную «руководящую и направляющую силу» украинского контрнаступления. Это политическое руководство США во главе с престарелым Джо Байденом. Именно эта сила принудила Киев отказаться от переговоров с Москвой и начать большое наступление, вернее, прокси-войну всех крупнейших держав Запада против России на территории Украины, с использованием обычного, а не ядерного оружия.
Шурыгин считает, что план этой кампании США начали разрабатывать с 2014 года, связав России руки минскими соглашениями. Армию Украины целенаправленно готовили к зачистке ДНР, ЛНР и Крыма. А с 2022 года поток оружия на Украину возрос до космических высот. В итоге Киев получил от США и НАТО 1300 танков, 1200 орудий и реактивных систем, больше 5 тыс. бронемашин и автомобилей, 300 самолетов и вертолетов, около 500 крылатых ракет и миллионы снарядов.
В общей сложности западная поддержка Украины оценивается в $150-200 млрд. Деньги не малые. Зря их выбрасывать на ветер Запад не стал бы. Значит, был уверен, что инвестиции окупятся. На что же он надеялся?
По мнению Шурыгина, мысль о том, что коллективный Запад с помощью санкций и вооруженной до зубов Украины способен поставить Россию на колени, всем внушил Джо Байден. Он посчитал, что США смогут повторить на Украине сценарий операции «Буря в пустыне» против Ирака образца 1990 года, а также операции «Шок и трепет» 2003 года, завершившейся казнью Саддама Хусейна.
Цель большого украинского наступления 2023 года состояла в том, чтобы вынудить Россию признать невозможность военной победы на Украине, вступить в переговоры о мире, вывести войска, в том числе из Крыма. И это только начальная цель. Дальше - истощить Россию, отбросить «на обочину мировой политической системы, превратив в маргинальную, ветхую, третьесортную державу на следующие двадцать пять, тридцать лет».
Для достижения этих целей и нужен был быстрый и решительный военный разгром России в ходе летнего «контрнаступа». Но он завершился полным провалом. ВСУ потеряли половину всей натовской помощи, а также 170 тысяч солдат убитыми и ранеными.
Главное же в том, отмечает Шурыгин, что экономика России преодолела санкции и растет; общество консолидировано и стабильно; российский ВПК кратно превосходит западный; военное поражение ВСУ в «наступе» закалило нашу армию и вернуло ей уверенность в своих силах.
Налицо репутационные потери США: «Акела промахнулся», и очень сильно. Из ситуации надо как-то выходить. И вот в публичное пространство выбрасываются одна за другой версии того, кто же виноват в срыве наступления. То русские минные поля, то коварная русская разведка, то непрофессиональные военные решения Зеленского…
Последняя интерпретация изложена в статье главкома ВСУ Валерия Залужного в британском издании. Оказывается, виноват во всем военно-технический прогресс, в том числе беспилотная революция, которые, по мнению укрогенерала, уравняли шансы сторон, и они оказались в так называемом позиционном тупике. Мол, в таком положении никто победить не может.
Владислав Шурыгин с этой военно-теоретической установкой не согласен. По его словам, несмотря на массовое применение дронов, которые лишают действия войск таких важных элементов, как скрытность, неожиданность и внезапность, остаются вещи неизменные. Например, превосходство в средствах поражения.
«Те самые «сотни орудий на километр прорыва», которые многократно упоминаются во всех описаниях больших операций, превосходство в воздухе, превосходство в средствах дальнего поражения, способность готовить и накапливать стратегические резервы. Правильное сочетание всех этих преимуществ способно «пробить» любую оборону», - делает вывод Владислав Шурыгин.
По его словам, противоядием от беспилотников может стать радиоэлектронная борьба. К тому же, считает Шурыгин, мобилизационные ресурсы Украины на исходе. ВСУ не способны создать непреодолимую линию обороны на всем протяжении огромной линии боевого соприкосновения. «Даже два стратегических направления ставят ВСУ в критическое положение, а три - в полный военный кризис», - отмечает Шурыгин.
По его словам, Россия не имеет права проиграть в этой войне с Западом. «Наш долг победить в нынешней войне против США и НАТО и тем самым, обеспечить нашим детям и внукам мир ещё, минимум, на пятьдесят лет!»