Обращенные к жителям анклава листовки появились после того, как глава израильского минобороны Йоав Галлант заявил, что наземная операция будет включать как северные, так и южные участки сектора Газа.
И в словах Галланта, что «началась следующая стадия» военной операции, аналитики видят прежде всего указание на то, что вооруженные силы Израиля могут сконцентрировать свои наступательные действия теперь в южных частях сектора Газа – как раз тех, куда в последние недели израильтяне призывали уходить жителей севера палестинского анклава.
Министр обороны еврейского государства сообщил, что израильские войска зачистили западную часть города Газа, которая считалась оплотом движения ХАМАС. Со своей стороны, глава генштаба утверждает, что военные почти уничтожили военную систему боевиков на севере сектора. «Мы доделаем это», – пообещал генерал-лейтенант Херци Халеви.
На этом фоне обращают на себя внимание слова Биньямина Нетаньяху, заявившего в эфире телеканала CBS, что Израиль делает все возможное, чтобы свести к минимуму жертвы среди гражданского населения в Газе, но «безуспешно».
«Любая гибель гражданского лица – это трагедия, – заявил израильский премьер. – И у нас их не должно быть, потому что мы делаем все возможное, чтобы уберечь мирных жителей от опасности, в то время как ХАМАС делает все, чтобы держать их в опасности. Итак, мы рассылаем листовки, звоним им на мобильные телефоны и говорим: «Уходите». И многие ушли. Еще одна вещь, которую я могу сказать, это то, что мы постараемся завершить эту работу с минимальными жертвами среди гражданского населения. Это то, что мы пытаемся сделать. Минимальные жертвы среди гражданского населения. Но, к сожалению, нам это не удается».
Учитывая, что, по данным органов здравоохранения Газы, число погибших за время нынешней войны жителей палестинского сектора перевалило за 11 тысяч, удается и в самом деле плохо.
Как бы то ни было, заявленная министром обороны «следующая стадия» войны против ХАМАС – не первый случай за последние недели, когда речь заходит о «новой фазе» операции ЦАХАЛ.
Первым этапом войны стали жестокие воздушные удары по сектору Газа, цель который состояла в том, чтобы обездвижить как можно большую часть военной инфраструктуры ХАМАС, прежде чем войска перейдут к сражениям под землей в туннелях.
Затем после серии краткосрочных рейдов спецназа вглубь сектора началось широкомасштабное вторжение израильской армии, рассекшей палестинский анклав пополам и начавшей на севере сжимать кольцо вокруг города Газа.
А в начале ноября – ровно через месяц после кровавого налета хамасовцев на Израиль – было заявлено о «следующей фазе», нацеленной против системы подземных туннелей и командных структур ХАМАС в северной части сектора Газа. И тогда же было высказано мнение, что фундаментальной частью следующего этапа наступления, который потребует времени, станет обнаружение и обезвреживание обширной сети ходов, проходящих под северными районами анклава. Уже к тому моменту, по словам представителя военных контр-адмирала Даниэля Хагари, инженерные войска Израиля использовали взрывные устройства для разрушения туннелей, и в результате операции было разрушено более 100 шахт.
Но, как заявил в комментарии агентству Reuters бывший сотрудник израильской разведки Ави Меламед, хотя израильские военные разрабатывали структурированный план по обнаружению туннелей, уничтожению мест запуска ракет и уничтожению командиров и боевиков ХАМАСА, на выполнение этой работы “могут уйти месяцы”.
А как отмечает в своем анализе, опубликованном каналом «Аль-Джазира», эксперт по Ближнему Востоку Зоран Кушовац, при том, что воздушные бомбардировки Газы продолжаются, большие израильские колонны окопались в ожидании приказов, но ничто не указывает на то, когда, куда и какими средствами они могут продвинуться дальше. Но, подчеркивает аналитик, со своей стороны ХАМАС также вел себя очень тихо. Боевики оказали некоторое сопротивление первоначальному наступлению Израиля, но ограничились несколькими атаками, которые были направлены скорее на то, чтобы прощупать противника и продемонстрировать флаг, чем на то, чтобы действительно остановить армию до того, как она доберется до города.
Хамасовские «Бригады Кассам», похоже, настроены сохранять пока сдержанность, зная, что рано или поздно израильской армии придется спускаться под землю, чтобы найти и уничтожить туннели и командные центры. «Они не могут победить, оставаясь на земле, – уверен эксперт. – Итак, что же происходит дальше? Если боевые действия продолжатся, Израилю придется действовать первым. ХАМАС может ждать дольше, чем израильская армия. Палестинцы могут позволить израильтянам вариться в их собственном соку, зная, что недовольство неспособностью добиться ощутимых результатов еще больше усилит голоса протеста и оппозиции продолжению войны».
Трудно сказать, насколько прав окажется в своих прогнозах эксперт, но похоже, что заявленная ныне министром Галлантом «новая стадия» наступления не отменит объявленную ранее фазу борьбы с подземными коммуникациями противника в уже занятых израильтянами районах. Скорее всего, усилия ЦАХАЛ будут развиваться и вширь (продвижение дальше на юг) и вглубь (зачистка оккупированных районов, в том числе и под землей).
Впрочем, как пишет издание Jerusalem Post, на самых высоких уровнях правительства и Армии обороны Израиля ведутся дебаты о том, следует ли военным уже начинать свое вторжение в южную часть Газы или для этого необходимо дождаться промежуточного соглашения о заложниках. В прессе в последнее время гуляет немало утечек об условиях, которых добивается Израиль или ХАМАС на переговорах при посредничестве Катара. До сих пор неясно, удастся ли заключить временную сделку по возвращению значительного числа израильских гражданских заложников для какой-то паузы и обмена пленными. При этом, судя по всему, речь идет не обо всех заложниках.
Вероятно, именно эта неопределенность с судьбой заложников (а их, по израильским данным, в ходе хамасовского рейда 7 октября было захвачено около 240) может замедлить продвижение военных в южную часть Газы. Тем более что сейчас возник тот переломный момент, когда ЦАХАЛ в основном захватил северную часть Газы и может сделать естественную паузу.
А как только ЦАХАЛ вторгнется в южную часть Газы, для этой фазы операции Израилю потребуется не только задействовать большое количество воздушных, морских и наземных сил, но и перебросить огромный логистический комплекс с севера на юг, чтобы облегчить такое продолжающееся вторжение.
И хотя, отмечает Jerusalem Post, глава генштаба Халеви и заявил в четверг, что «если бы это зависело от меня», ЦАХАЛ двинулся бы дальше на юг, а министр Галлант говорит о «новом этапе», возникают сомнения в том, что войска продолжат наступление в южном направлении прямо сейчас. Здесь налицо противоречие между двумя декларациями израильских властей, что ХАМАС должен быть полностью уничтожен, и что спасение заложников – первоочередная задача.
С другой стороны, и устраивать передышку себе (а тем более врагам) Израилю явно не с руки. Ему может потребоваться некоторое время, чтобы взвесить решение, но бездействие сил в течение нескольких дней может снизить моральный дух, так что вопрос, скорее всего, не будет оставаться открытым слишком долго.