Путин сказал «неожиданную вещь» на форуме в Петербурге

И призвал деятелей культуры головой не только говорить, но и думать

Вопреки ожиданиям, Международный культурный форум не прояснил судьбу Большого театра. Владимир Путин не объявил о смене руководства и назначении новым директором Валерия Гергиева. Вместо этого президент сделал неожиданное заявление об ЛГБТ, объяснил, зачем людям дана голова, и рассказал, с кем в условиях специальной военной операции должны быть мастера культуры

И призвал деятелей культуры головой не только говорить, но и думать

В ожидании Владимира Путина в кулуарах Международного культурного форума обсуждали главную новость дня, а именно ожидаемую (но не подтверждённую) отставку директора Большого театра Владимира Урина и потенциальную передачу его полномочий Валерию Гергиеву.

«Посмотрите я весь в чёрном», - театрально восклицал уже состоявшийся руководитель двух театров (Михайловского в Питере и МХАТ им Горького в Москве)  Владимир Кехман в ответ на вопрос, как он относится к подобной перспективе. Впрочем, уже спустя минуту, он говорил, что на самом деле Большому театру страшно повезло  и называл предполагаемое решение властей «блестящим». 

Герой дня слухи о своём назначении не подтверждал, но и не опровергал. По словам Гергиева, он так много работает, что «уже неважно - два города, три театра, четыре региона». «Я не искал возможности работать ещё больше», - уверял он.

Из этого можно было сделать вывод: к новым обязанностям готов, но напрашиваться на них не намерен. 

Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, в свою очередь, вежливо отнекивался: встречи Путина ни с Гергиевым, ни с Уриным, по его словам, сегодня не планируется.

И только Эмира Кустурицу тема Большого театра, похоже, не волновала совсем: сербский режиссёр был озабочен собственными  грандиозными планами. В ближайшее время он готовится снимать  сразу несколько фильмов, и все  по произведениям русских и российских писателей. В перечне Гоголь, Достоевский и Водолазкин. Но вот беда, сетовал Кустурица уже на пленарном заседании с участием Владимира Путина,  «Оскара» можно получить только либо будучи трансгендером, либо снимая про трансгенлеров. 

Президент в этом году решил не ограничиваться приветственными словом, с которым он традиционно обращался к участникам форума, и провести с деятелями культуры обстоятельный разговор, как говорится, по широкому кругу вопросов. В том числе и о трансгендерах. 

«Да, действительно, - согласился Путин с Кустурицей, - мы видим, что на всяческих конкурсах на западных, для того, чтобы выиграть нужно либо рассказать, либо написать, либо показать жизнь сексуальных меньшинств, трансгендеров, трансформаторов, много всяких названий там». « Но я сейчас скажу неожиданную вещь», - предупредил президент. И действительно, в свете последних тенденций выступил весьма неожиданно. 

«Эти темы, эти люди имеют право на то, чтобы выигрывать, показывать, рассказывать. Это тоже часть общества, это то, чем живут люди», - внезапно признал он. Не нравится ВВП только одно: что «только они и выигрывают конкурсы». Равноправие, по его мнению, должно быть везде - в том числе и в конкурсах в сфере культуры.

Очевидно, эти слова придали смелости модератору пленарной сессии - Михаилу Швыдкому, который после многочисленных экивоков и ссылок на то, что «многие просили спросить, так как сами боятся», а «мне в моем возрасте уже терять нечего» поинтересовался, стоит ли предавать остракизму деятелей культуры, которые в начале эмоционально высказались об СВО, но уже искупили свою «эмоциональность» поездками на Донбасс.

В ответ Путин сначала прочёл четверостишие Омара Хайяма о капле, которая стала плакать из-за расставания с морем и теперь не знает, что такое счастье. А потом процитировал одного из героев Гайдая: «Выпьем же за то, чтобы, как бы высоко мы ни летали, мы бы никогда не отрывались от коллектива!». В принципе смысл его ответа Швыдкому (и всем интересующимся) был уже ясен, но президент решил уточнить. «Нужно учитывать настроения в российском обществе и мнение народа своей страны. Это такой объективный фактор, от которого никому никуда не деться, - заявил он.

Вместе с тем, Путин признал право человека на собственное мнение, отличное от мнения большинства. «Судить надо не по словам, а по тому, что они делают. Если эта деятельность связана с тем, чтобы наносить ущерб собственной стране и собственному народу - это одна история. Если это просто мнение, точка зрения, оценка ситуации - это другая», - сказал он. 

В целом, по мнению президента, голова человеку дана не.только за тем, чтобы говорить, но и за тем, чтобы думать. Вот этим и надо заниматься.

Министр культуры Южной Африки (а на форум в Питер в этом году по понятным причинам съехалось особенно  много представителей пятого континента, а также Азии и Латинской Америки) поинтересовался у Путина, каким он видит многополярный мир. «Справедливым», - с ходу ответил тот. И уже в который раз объяснил, что прежний миропорядок был основан на колониализме и гегемонии Запада, которые не изжиты до сих пор. 

А многополярность - это как раз надёжный способ наконец-то сделать мир более справедливым. «Она будет учитывать интересы всех стран, позволит сбалансировать интересы», - увлечённо рассказывал Путин. «А как же услышать голос каждого?» - волновался Швыдкой. «Это сложно, но к этому нужно стремиться», - отвечал президент и напоминал, что другой путь хорошо известен. 

«Это провозглашение исключительности кого-то, деление людей на первый и второй сорт, как .... мясо», - нашёл подходящее сравнение ВВП, а для иностранных гостей пояснил, что мясо бывает первого сорта, а бывает второго.  В человеческом обществе, по его мнению, такого быть не должно. «Это не естественно». 

Потом выступили министры культуры Белоруссии и Казахстана и ещё нескольких дружественных стран. Недружественные были представлены не на столь высоком уровне, но все-таки были. Все они жаловались на попытки отмены российской культуры, телевидения и т.д. 

Но Владимир Путин ещё в своём вступительном слове объяснил, что это невозможно: «С пресловутой отменой, как и с так называемыми антироссийскими санкциями у авторов этих идей, что называется, с самого начала не заладилось... Политика отмены России сама по себе, по сути своей антикультурна, неоколониальна и расистска по своей сути». 

Депутат Елена Ямпольская попросила Путина поддержать законопроект об ограничении использования англицизмов и других иностранных слов, который ее усилиями внесён в Госдуму. Она заверила, что в нем не идёт речь о запрете иностранных языков, цель - «вернуть нашему языку то место, которое он должен занимать». 

Владимир Путин в своём ответе вспомнил, как раньше «сапоги, сделанные за рубежом, и другие образцы выставляли напоказ». «И, наверное, это правильно, нам такие образцы нужны были… Но мы всегда скатываемся в крайности, нам всегда не хватает прагматичности», - посетовал он, отметив, что надо не стесняться брать самое лучшее на Западе, на Востоке и на Юге, но при этом не забывать о собственных корнях. Что касается законопроекта, то его «посмотрят» и, скорее всего, «поддержат». «Я просто не знаю деталей», - извинился президент.

Однако Михаил Швыдкой на всякий случай сразу попросил президента не запрещать такие слова, как «Эрмитаж» и форум. Иначе в следующем году собираться будет негде и проводить будет нечего. 

Далее было ещё много выступавших, но один человек упорно молчал. Этим человеком был Валерий Гергиев. Даже когда речь зашла о Пальмире, где он выступал с концертом сразу после изгнания боевиков, директор Мариинки слово не взял. И Владимир Путин его как будто тоже не замечал. А это означало только одно: всеми ожидаемого события на Форуме не случится, и о назначении Георгиева в Большой театр публично объявлено не будет.

То есть когда-нибудь, по всей видимости, будет, но хороший актёр, как известно, должен уметь держать долгую паузу 

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру