Названы имена соискателей должности премьера Нидерландов: женщина, антиисламист и «климатический царь Евросоюза»

Что поменяют досрочные парламентские выборы в королевстве

В Нидерландах стартовали досрочные парламентские выборы. Предсказать их исход крайне сложно – представленные партии идут ноздря в ноздрю. Но одно можно сказать точно – время Марка Рютте, 13 лет занимавшего пост премьер-министра Королевства, завершилось. Теперь занять его место может лидер крайне правой антиисламской партии, впервые в истории страны новым премьером может стать женщина. Анализируем расклад политических сил.

Что поменяют досрочные парламентские выборы в королевстве
Дилан Йешилгез-Зегериус

После ухода в отставку в июле 2023 года правительства Марка Рютте, Нидерланды оказались на пороге внеочередных парламентских выборов. Сообразительный либерал-консерватор, как его называют в западной прессе, не смог преодолеть разногласия в четырехпартийной коалиции по вопросам миграционной политики. Это и стало поводом объявить об отставке.

На стартовавших 22 ноября выборах представлены четыре основных партии (подчеркнем, что именно основных. Без учета более мелких формирований): Народная партия за свободу и демократию (VVD). Ее лидером после Марка Рютте стала Дилан Йешилгез-Зегериус), альянс зеленых и лейбористов (GL/PvdA), антиисламская Партия свободы (PVV) Герта Вилдерса и Новый социальный договор (NSC) Питера Омцигта.

Утверждается, что ни одна из партий, похоже, не наберет более 20% голосов избирателей. Соответственно, следующее правительство Нидерландов соберется только после коалиционных переговоров. А они вполне могут продлиться несколько месяцев.

В голландском парламенте 150 депутатов. Новому правительству необходимо 76 мест для формирования большинства. The Guardian акцентирует: ни одной партии сделать это никогда не удавалось, поэтому-то вот уже более столетия Нидерландами управляют коалиции.

Местная политика в последние десятилетия ознаменовалась резким снижением поддержки исторических правящих партий со стороны правоцентристов и левых. Доля голосов последних сократилась с более чем 80% в 1980-х годах до чуть более 40% сейчас. Эта тенденция наблюдается по всей Европе, а поэтому Евросоюз с определенной тревогой ожидает исхода парламентских выборов в Королевстве.

Последние опросы, подмечает Associated Press, показали: четыре политические партии идут рука об руку. Опубликованный во вторник анализ продемонстрировал, что партия Вилдерса с небольшим перевесом опережает праволиберальную Народную партию за свободу и демократию, а также левоцентристский блок из лейбористов и зеленых.

Если правящей VVD удастся «подрезать крылья» Вилдерсу, это откроет путь министру юстиции и безопасности Нидерландов Дилан Йешилгез-Зегериус. В этом случае она станет первой женщиной-премьером страны.

Йешилгез-Зегериус (уроженка Турции и бывшая беженка) была избрана лидером Народной партии после отставки с аналогичной позиции Марка Рютте. Ее главный козырь – подавление миграции. То есть тот вопрос, который стоил места предыдущему премьер-министру. VVD под руководством Йешилгез-Зегериус хочет ввести двухуровневую систему приема беженцев, отменить постоянное место жительства для просителей убежища, предоставить им гражданство страны только через 10 лет пребывания в ней, ограничить арендную плату и стимулировать частное жилищное строительство.

Ранее партия заявляла, что не исключает создания коалиции с крайне правыми, но позже отказалась от этой мысли, поставив под сомнение способность Вилдерса стать новым главой правительства: «Я не думаю, что это произойдет. Нидерланды ищут лидера, который сможет объединить страну, который будет за всех голландцев, который сможет возглавить наше государство на международном уровне. Я также не думаю, что Вилдерс сможет получить большинство».

Но рановато сбрасывать со счетов политика, чья популярность по опросам росла на протяжении всей предвыборной кампании. Вилдерс призывает к «прекращению предоставления убежища» и «вытеснению мигрантов» с территории Нидерландов. Он также настаивает на запрете «исламских школ, Корана и мечетей».

Левый альянс GL/PvdA возглавляет тяжеловес ЕС Франс Тиммерманс. С 2012-го по 2014 год он занимал пост министра иностранных дел Нидерландов, а позже плотно вошел в высокие европейские кабинеты. Он был первым заместителем председателя Еврокомиссии, параллельно занимая в этом органе исполнительной власти Евросоюза пост еврокомиссара по межведомственным отношениям и верховенству права. Еще позднее он перешел на должность еврокомиссара по вопросам климата и стал исполнительным заместителем председателя Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен.

Тиммерманс (в прессе его часто именуют климатическим царем Евросоюза) в своей предвыборной кампании пообещал восстановить доверие к политике и построить более устойчивое будущее и более сильную Европу. Его программа также включает увеличение минимальной заработной платы и поддержки доходов, повышение налогов на крупные компании и высокооплачиваемых работников, инвестиции в чистую энергию, формирование «гражданских советов», ограничение арендной платы и стимулирование развития социального жилья.

Лидер альянса лейбористов и зеленых также призывал избирателей не допускать крайне правых в правительство. Призывы, похоже, дали эффект. Исследование EenVandaag показало: почти половина его сторонников голосует за него стратегически.

Что касается Нового социального договора Питера Омцигта, то эта правоцентристская партия и правда была создана недавно (в августе 2023 года). Она выступает за «лучшее управление» и «контролируемую миграцию». В списке обещаний Омцигта: реформировать налоги и улучшить финансовую безопасность семей с низкими доходами. Он убежден, что сможет в случае победы сформировать коалицию с двумя другими основными партиями, но только не с крайне правыми.

Более мелкие партии (коих в Нидерландах неприлично много) могут сыграть роль в формировании коалиции. Однако особое внимание нужно уделять популистскому Движению фермеров и граждан (ВВВ). Сформированная в 2020 году, партия поднялась на волне недовольства правительственной «зеленой» политикой. Хотя прогнозируемая доля ее голосов упала с мартовских провинциальных выборов с 22% до 6%, ВВВ осталась крупнейшей партией в сенате. Соответственно, именно она является ценным партнером по коалиции.

Учитывая сильно фрагментированную голландскую политику, то, какие коалиции возможны, так же важно, как и то, кто победит. Депутаты сначала назначают информатора, который опрашивает стороны и определяет возможные альянсы. Как только жизнеспособная коалиция найдена, формирующий орган (обычно глава крупнейшей партии) начинает переговоры и составляет официальное коалиционное соглашение. В прошлый раз весь процесс занял рекордный 271 день.

Чем завершатся выборы – никто предсказать не может. Но тем интереснее ожидать их результатов. Новая глава политической истории Нидерландов началась.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру