Китай – дело тонкое: гендиректор RT пожаловался сенаторам на власти КНР

В Совете Федерации обсудили "информационную политику России в условиях международных кризисов"

"Информационная политика России в условиях международных кризисов: сдвиги в общественных настроениях и новые возможности". Ключевым в теме очередного круглого стола, проведенного Комиссией СФ по информационной политике и взаимодействию со СМИ, следует, безусловно, считать слово "возможности": о кризисах известно уже достаточно много. Пожалуй, даже больше, чем хотелось бы. Впрочем, не меньшее место, чем рассказ о новых возможностях, заняло в состоявшейся дискуссии перечисление новых проблем.

В Совете Федерации обсудили "информационную политику России в условиях международных кризисов"
Алексей Николов. Фото: duma.gov.ru

"После двух с половиной лет СВО в мире возникли новые политические, информационные условия, – заявил в своем вступительном слове председатель комиссии Алексей Пушков. – Надеюсь, что наш обмен мнениями даст некий импульс для лучшего понимания, как нам строить нашу информационную политику в нынешних условиях".

Сенатор перечислил ряд "качественных сдвигов", позволяющих говорить о "новой информационной обстановке". Во-первых, это возникновение новых центров экономической силы. "Сегодня в топ-10 мировых экономик входит 5 стран – представителей незападного мира, – пояснил глава комиссии. – Помимо России это Китай, Индия, Бразилия, Индонезия. Что же касается западных стран, то Великобритания и Франция находятся на грани выбывания из первой десятки".

Второй сдвиг: появление и утверждение понятие "глобального большинства". Речь идет о странах, объединенных общими принципами, по которым, по их мнению, должен строиться новый миропорядок. "Третий элемент состоит в том, что у этого глобального большинства есть свое теперь политическое выражение, – продолжил сенатор. – Это БРИКС. Не будем преувеличивать степень единства БРИКС. Это консультационная, в общем, пока еще платформа.

Но совершенно очевидно, что это: а) не западная платформа; б) в каких-то вопросах, в вопросах принципов международных отношений, это антизападная платформа, потому что она ставит под сомнения западные догмы в области миропорядка; в) это государства, которые настроены на изменение своей роли и своего удельного веса в мировых делах".

Значительное влияние на процессы глобального размежевания, считает Пушков, оказали действия Израиля в секторе Газа: "Как мне представляется, последствия этих действий перекрыли в глазах большей части стран Глобального Юга террористический акт ХАМАС против Израиля 7 октября... По этому вопросу прямо наблюдается водораздел между незападным миром и западным миром".

В то время как противостояние России и Запада обостряется, симпатии к нашей стране в незападной части света, по словам сенатора, растут. В подтверждение своего тезиса Пушков привел данные соцопросов, проведенных в различных странах мира в минувшем году. "Возникающая новая глобальная идеология, во главе которой стоит наша политика, – это уже очень существенный противовес идеологическим доктринам и подходам Запада, – резюмировал Пушков. – И это дает России новые информационные возможности. Наша задача – их использовать".

Впрочем, как выяснилось в ходе дальнейшего обсуждения, отношения с Востоком у нас порой тоже складываются совсем не просто. "Сегодня Китай довольно активно воздействует на российское сознание, на российские СМИ, – сообщил, частности, в своем выступлении директор Института стран Азии и Африки МГУ им. М.В. Ломоносова Алексей Маслов. – Сегодня на российском рынке присутствует – вдумайтесь в эту цифру! – более ста изданий, выпускающихся китайскими издательствами на российской территории, которые дают свою версию истории и культуры Китая... У нас формируется просто параллельный поток информации: подходы к границе, к формированию исторических ценностей. Пока он, безусловно, дружелюбен по отношению к России. Но допуск на наш рынок такого объема информации – это, конечно, очень серьезно".

При этом ответить взаимностью на информационную экспансию стратегического партнера у России в настоящее время нет никакой возможности. "В ответ, к сожалению, мы не можем создать, например, российское издательство на китайской территории", – сетует Маслов. В КНР запрещено учреждать СМИ с хотя бы незначительной долей иностранного участия.

Тему продолжил генеральный директор телеканала RT Алексей Николов: "Нас совсем не так замечательно приветствуют в Китае, как может показаться". Список приведенных гендиректором актов недружелюбия выглядит внушительно: "У нас очень большие проблемы с переводом любых денег в Китай... Мы очень долго, с большими трудностями, открывали там филиал. До сих пор этот филиал не может ни в одном китайском банке открыть счет: все банки отказывают... В этом смысле к нам Китай относится ненамного лучше, чем Америка... Мы не можем оплачивать услуги наших стрингеров в Китае, потому что китайские банки один перевод из трех доводят туда".

Ну и вишенка на тортике унижений: "Мы до сих пор пытаемся добиться, чтобы МИД Китая приглашал наших корреспондентов, сообщал о происходящих мероприятиях. МИД этого не делает. Все западные журналисты получают приглашение. А наши коллеги через третьих лиц, через посредников узнают, что происходит в МИДе".

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру