Начиная с 6 августа, первых дней захода противника в Суджу, расчет «Сокола» начал «охоту» на противника. Их большая стальная птица «Элерон» кружила в районе на большой высоте.
- В первые часы имели очень мало информации, и было сложно определить, откуда противник наступает, с каких сторон, какими силами, - вспоминает «Сокол». - Начали летать с утра. Задействовали «суперкамеры», когда сделали дешифрирование, то увидели, где большие скопления живой силы противника. Удалось разведать легкую и тяжело бронированную технику. Все эти данные передали, кому следует.
Боевой беспилотник ближнего радиуса действия «Элерон» создан по схеме «летающее крыло» и запускается с катапульты. Отличительная особенность этих дронов – низкая заметность для средств наблюдения противника. Летают «птички» действительно высоко – от одной до пяти тысячи метров, а это уменьшает риск обнаружения средствами радиоэлектронной борьбы (РЭБ). Беспилотник может передать видеоинформацию не только оператору, но и сразу на командный пункт. Своего рода «воздушная видеоконференция».
- Не надо вот этих раций или еще чего-то, - говорит командир расчета. - Я смотрю, где противник идет, и начальник смотрит. Удобно для оперативной передачи информации – нет потери во времени, особенно когда счет идет на минуты. Командир наблюдает передвижение противника в режиме реального времени и принимает решение по нанесению удара или по совершению какого-то маневра.
Рассказывая о боевой работе, командир расчета обращает мое внимание на то, что летать приходилось под воздействием украинских средств РЭБ. Они активно ставили помехи и пытались блокировать работу.
- Первые часы не было воздействия, а потом, видать, подогнали машины рэбовские. Очень мощные, западного производства. Прошлось искать пути обхода - либо по высоте, либо по краям облетали, тем самым заходили в тыл, – добавляет «Сокол».
Сейчас расчёт под его управлением выполняет задачи в районе Коренева. Основная – ведение воздушной разведки для своевременного обнаружения движения техники ВСУ с флангов. Парни передают координаты целей, по ним работают артиллерия и авиация. Противник периодически пытается взять населенные пункты, но терпит неудачу. Двигаться напрямую ему не дают наши мотострелки и тяжелая техника.
- ВСУ пытаются найти лазейки в нашей обороне, поэтому мы взлетаем двумя «птичками» и рассматриваем левый и правый фланги. Ещё с нами четыре оператора FPV-дронов, которые не дают им поднять головы, - отмечает мой собеседник.
Однако с FPV-дронами пришлось проявить терпение. Первое время их нередко выводили из строя вражеские РЭБ.
- После взлёта почти сразу падали, - рассказывает «Сокол».
По его словам, сейчас они уже решили эту проблему, сделав «перепрошивку» электроники дронов своими силами, кое-что усовершенствовали.
- Они прощупали только наши первые FPV-дроны, которые работали на малом диапазоне частот. Но мы быстро с этим сориентировались, нашли выход, нашли «птиц», которые подходят. Всё делаем на месте, в боевых условиях, - говорит «Сокол».
На прощание я пожелал расчету успехов. Впереди у них много задач по освобождению Курской области.