– У Дональда Трампа наверняка есть опытные и влиятельные советчики (не путать со штатными советниками)?
– Как же без таких советчиков? Короля, как известно, делает свита. Впрочем, скорее всего, Дональд Трамп, в основном, сам сформировал свою свиту. Ну, может, за некоторым исключением (видимо, без пресловутого глубинного государства здесь не обошлось). Тем не менее, полагаю, советы этой свиты и мнение Трампа, в целом, совпадают. Что – важно.
– Что советуют?
– Поначалу было несколько предвыборных проектов, живописующих сногсшибательные планы Трампа «как обустроить Америку». Вернее, «как сделать Америку вновь великой». В итоге, авторы этих грандиозных проектов ужали свои планы до минимальных сроков – сначала до конца 2025 года (хоть что-то успеть реально сделать и получить первые результаты), а теперь - на ближайшие три месяца после вступления в должность. Дальше заглядывать уже не рискнули. Может, это и правильно, учитывая экстремальные идеи вернувшегося президента и его непростой, мягко говоря, характер. Противники Трампа, видимо, уже пришли к выводу, что наличие идей порой намного печальнее их полного отсутствия.
- Разработки интересные?
– Пожалуй. По крайней мере, смелые. Так, есть план CNAS под названием: «Первые 100 дней» (на самом деле проект рассчитан на 110 дней, но это - несущественно). CNAS - это Центр новой американской безопасности. Эксперты этого Центра опубликовали свои рекомендации 20 января, в день инаугурации Трампа. Видимо, не без согласия избранного президента. Эти рекомендации структурировал и обосновал генеральный директор CNAS Ричард Фонтейн.
– И много этих рекомендаций?
– Тринадцать. Вот они: «1. Опубликовать стратегию экономической безопасности. 2. Разработать четкую тарифную дорожную карту. 3. Продвигать и защищать преимущества Америки в области искусственного интеллекта. 4. Сделать Америку биодержавой. 5. Обеспечить технологическую конкурентоспособность Америки. 6. Ускорить лидерство Америки в области квантовых технологий. 7. Провести комплекс мер для усиления военного преимущества Америки и сдерживания Китая. 8. Сформулировать всеобъемлющую, последовательную стратегию в отношении Китая. 9. Провести саммит Quad. 10. Преодолеть кризис набора в армию. 11. Координировать межведомственную деятельность по противодействию вредоносному иностранному влиянию. 12. Созвать Великобританию, Францию и Германию (E3) для решения проблемы иранской ядерной угрозы. 13. Выступить перед НАТО на Мюнхенской конференции по безопасности.»
- Смею заметить, тут далеко не все только лишь про американскую экономику и благосостояние граждан США…
– И я о том же. Если разложить все, как говорится, по полочкам, то тут речь, в основном, про внешнюю политику. А именно – про конфронтацию с Китаем (преимущественно) и насыщение заказами американского военно-промышленного комплекса. Рядовым американцам, с их бедами и чаяниями, мало что перепадает от этого «пирога» - так, крохи в виде рабочих мест. Да и то – не для всех. Для осуществления многих декларированных проектов явно не хватает наличных американских мозгов. Кстати, где их брать – один из миграционных вопросов.
– Тут возникает не только миграционный вопрос. Как все это, запланированное, можно провернуть, извините, за 110 дней?
– Попытка – не пытка. Может, и удастся. В советские времена планы пятилеток выполняли за три года (хотя бы – декларативно). Не исключено, что осуществление этого грандиозного плана может растянуться на весь президентский срок Трампа. Дело в другом – что подразумевают пункты этого проекта?
– Действительно, - что?
– Гендиректор CNAS Ричард Фонтейн объяснил представленный план достаточно внятно – все же, весьма умный человек. Разберем наиболее интересные аспекты пунктов этой программы.
Первый: «Опубликовать стратегию экономической безопасности».
Это своевременно - администрация Трампа в ближайшее время должна опубликовать официальную стратегию экономической безопасности, в которой будет изложено видение роли США в мировой экономике. Должны быть четко формулированы цели экономической безопасности, определен набор политических инструментов, необходимых для достижения этих целей. То есть, надежды возлагаются на административно-политический аппарат.
Второй пункт: «Разработать четкую тарифную дорожную карту». Собственно, этот пункт – логичное и более частное продолжение первого пункта. Все та же администрация должна разработать схему, с кого, сколько и за что взимать тарифы. Причем, рекомендуется одинаково безжалостно обдирать и врагов, и друзей – ничего личного. Да, есть ряд технических рекомендаций, с кого брать больше, с кого – меньше и почему, как вести себя с Китаем. Нет, не так: особенно – с Китаем! Китай надо обложить тарифами буквально за все и как можно плотнее. По сути, вся «четкость» этой тарифной карты заключается в главном: деньги брать абсолютно со всех. Договариваться, конечно, можно, но – за отдельную плату. Все это сопровождается глубокомысленными «размышлизмами», типа – как все это отразится на международных отношениях в целом (да никак, уверены авторы проекта). В итоге декларируется утешение в духе глобализма: рынок, дескать, все расставит на свои места (вот это новость!). Ну, как говорил Наполеон, бой покажет.
Третий, пятый и шестой пункты, собственно, озвучивают одну общую, больную для Америки тему, – как не потерять, а то и преумножить свое превосходство во всех мыслимых современных технологиях и производстве. Каждый из них заслуживает отдельного, очень серьезного разговора.
- Четвертый пункт – «Сделать Америку биодержавой». Это – о чем?
– Да, это – любопытно. Новой администрации Трампа рекомендуется «использовать новые биотехнологии для расширения экономического, военного и научного лидерства страны»: «Вторая администрация Трампа совпадает с ускоряющейся биореволюцией. Прорывы в биотехнологиях, такие как редактирование генов, синтетическая биология и человеко-машинные интерфейсы, быстро сходятся, чтобы создать мощные инструменты, которые могли бы повысить обороноспособность, оживить внутреннее производство, перенести критически важные цепочки поставок и повысить продовольственную, энергетическую и медицинскую безопасность».
- А конкретнее?
– Ричард Фонтейн разъясняет: «Например, биотехнологии могли бы обеспечить внутренние возобновляемые источники реактивного топлива. Они могли бы позволить переориентировать оборонное производство на взрывчатые вещества и заменить иностранные критические химикаты и другие материалы. Биотехнологии могли бы даже самовосстанавливать аэродромы с помощью заполненного бактериями «живого бетона», который регенерируется, заполняя трещины по мере их появления, или защищать солдат броней «драконий шелк», которая и легче, и в три раза прочнее кевлара. Однако, в отличие от обычной оборонной промышленной базы, в США сегодня нет надежной биопроизводственной промышленности».
Однако, на самом деле авторы этого проекта озабочены созданием более совершенного биологического оружия, способного влиять на геном человека. Поэтому в данном пункте постоянно звучит озабоченность повсеместным сбором и сохранностью именно человеческих биоданных (очень емкое и расплывчатое понятие). На этот проект предложено выделить в общей сложности свыше пяти миллиардов долларов – для начала.
- Следующие пункты плана, как следует из названия, намечают военные схемы?
– По сути, все тринадцать пунктов этого плана – так или иначе военные. В комментарии каждого из них имеются ссылки на интересы обороны – будь то коммуникации, природные ресурсы, искусственный интеллект, квантовые разработки или другие передовые технологии. Собственно, это нормально, так поступают в каждой стране. Но в данном случае эта тенденция – чересчур утрирована. Заметьте, даже в первом пункте президентского(!) плана речь идет не об улучшении экономики, скажем, снижении инфляции, повышении уровня жизни населения. Нет – именно об экономической безопасности. Людей сразу настраивают на конфронтацию с каким-то врагом, покусившимся на эту «безопасность».
А начиная с седьмого пункта – да, исключительно военные рекомендации, без всяких там экивоков. Тут поневоле усомнишься в декларируемом миролюбии нового президента США.
- В основном, как следует из названий этих пунктов, речь идет о противодействии Китаю?
– В основном – да. Седьмой пункт - «Провести комплекс мер по усилению военного преимущества Америки и сдерживанию Китая» - тезисно расписывает, как подготовиться к войне в Индо-Тихоокеанском регионе: «Пентагону следует ускорить закупку, тестирование и развертывание недорогих автономных систем для быстрой интеграции этих возможностей в Объединенные силы в более крупных масштабах.
Американским военным нужно больше массы или мощности, чтобы победить в войне против Китая. Первые дни и недели крупномасштабной войны с Китаем потребуют огромных запасов оружия, и будет значительное истощение крупных платформ — тем более, если война станет затяжной. Хотя изысканные возможности — такие как малозаметные самолеты, ударные подводные лодки и ракеты большой дальности — остаются необходимыми для отражения китайской агрессии, Соединенные Штаты не могут позволить себе и не могут быстро построить достаточно высококлассное оружие».
В общем, практический смысл остальных пунктов все в том же – как можно больше боевых, разведывательных, коммуникационных систем, хороших и разных. А главные противники – прежние: Китай, Россия, Иран.
- Для борьбы с ними (в том числе и с нами) предлагается укреплять внешние союзы?
– Да, в девятом пункте предлагается «Провести саммит Quad», в двенадцатом - «Созвать Великобританию, Францию и Германию (E3) для решения проблемы иранской ядерной угрозы». Напомню, в Quad, помимо США, входят Австралия, Индия и Япония. По мнению Фонтейна, встреча с лидерами «трех мощных демократий Индо-Тихоокеанского региона продемонстрировала бы приверженность новой администрации этому жизненно важному региону и партнерствам, которые сдерживают китайскую агрессию, укрепляют американскую экономику путем создания устойчивых цепочек поставок и сохраняют региональный мир и порядок».
Опять же, абсолютно прозрачны намерения американцев в отношении общения с европейской «тройкой»: «Иран как никогда близок к созданию ядерного оружия. Администрация Трампа должна гарантировать, что режим не примет решения о его создании.
Администрация должна сосредоточить свои усилия в первые 100 дней на достижении скоординированной политической позиции с Великобританией, Францией и Германией по решению проблемы ядерной программы Ирана.
Поскольку времени осталось мало, а Иран так близок к оружию, это предоставит администрации Трампа наилучшую возможность не допустить превращения Ирана в 10-ю ядерную державу мира».
- Судя по десятому пункту, в США проблемы с комплектованием собственных войск?
– Об этом красноречиво свидетельствует само название десятого пункта – «Преодолеть кризис набора в армию». Его суть сводится к проведению комплекса мероприятий, которые у нас называются военно-патриотическим воспитанием и заботой о личном составе: «Чтобы обеспечить долгосрочный набор и удержание военнослужащих, администрация должна решить вопросы качества жизни военнослужащих и их семей. Снижение склонности к военной службе среди американцев в возрасте от 18 до 25 лет многогранно, как и снижение готовности влиятельных взрослых (включая родителей, учителей, тренеров, консультантов и директоров школ) рекомендовать военную службу молодым людям в их жизни.
Президент должен: Использовать платформу, чтобы публично признать ценность военной службы, привлечь внимание к тем, кто служит с честью во всех званиях и службах, и призвать американцев к действию, чтобы они считали военную службу жизнеспособным, почетным и желаемым карьерным путем с миссией, которую невозможно найти в других секторах. Президент должен и далее поощрять лидеров на уровне штатов и на местном уровне, включая губернаторов, членов Конгресса и мэров, также брать на себя ответственность за миссию, связывая сообщества с теми из них, кто служит или служил с честью.
Сделать акцент на повышении эффективности федерального правительства путем привлечения внешних перспектив, что может привести к улучшению качества жизни военнослужащих. Например, опыт частного сектора от руководителей в сфере недвижимости и строительства может привнести свежий взгляд на проблемы неудовлетворительных жилищных условий (например, плесень в военных казармах). Аналогичным образом внешние перспективы могут принести новую эффективность и могут обеспечить кардинальные улучшения в процесс постоянной смены места службы, который военнослужащие и их семьи переживают примерно каждые два-три года.
Признать ценность военной профессиональной этики и гражданско-военных норм в будущих взаимодействиях между администрацией и теми, кто носит форму. Усилия руководства по искоренению незаконного поведения (например, сексуального насилия со стороны военных) как общепрофессиональные усилия по формированию воинов мирового класса, необходимых для ведения и победы в войнах страны».
По американской манере, излишне много пафосной словесной шелухи, но до сути добраться можно.
- О чем, по замыслу авторов плана, Трамп должен поговорить с союзниками по НАТО?
– Немного странно, что пункт «Выступить перед НАТО на Мюнхенской конференции по безопасности» - в этом плане всего тринадцатый, то есть – последний. Может, его надо было включить хотя бы в середину? Хотя, вероятно, тут намек, что «Америка – превыше всего», а уж потом – всякие там европы. И покрупней карликов видали.
Тем не менее, Ричард Фонтейн считает, что «у президента Трампа есть возможность обсудить напряженность в отношениях с НАТО на Мюнхенской конференции по безопасности.
Хотя ему следует сформулировать свои претензии, ему также следует изложить свои требования к НАТО».
- Нормальный такой заход – одновременно и претензии, и требования.
– А чего они ожидали? Европейцам в очередной раз продемонстрировали, кто в доме хозяин. Следуя этой логике, звучат рекомендации: «Для противодействия России и Китаю необходима перестройка альянса.
Учитывая высокий уровень европейских проблем, включая прогнозы о том, что в ближайшем будущем может разразиться широкомасштабная война в Европе, президенту Трампу следует воспользоваться Мюнхенской конференцией по безопасности (МКБ) в феврале 2025 года — всего за четыре месяца до того, как Трамп посетит первый саммит Организации Североатлантического договора (НАТО) в рамках своего второго срока.
Для второй администрации Трампа конфликт России и Украины и «ось потрясений» (растущий неформальный альянс между Китаем, Россией, Северной Кореей и Ираном) сделали портфель Европы/НАТО трудно игнорируемым.
Вместе с потенциально бурными торговыми отношениями США и Европы портфель Европы/НАТО может оказаться под прицелом администрации на ближайшие месяцы. Администрация также не молчала о Европе и НАТО, публикуя твиты с предупреждениями европейцам о торговых войнах и выходе США из НАТО, если счета не будут оплачены. Фактически, вторая администрация Трампа уже назначила специального представителя по Украине, и советники Трампа обсуждают возможность заключения сделки с Россией о прекращении боевых действий.
Европа готова серьезно обсудить эту тему, выйти из-под контроля и вложить реальные деньги и промышленное сотрудничество в то, чтобы выбраться из ямы военной неподготовленности и промышленной атрофии.
Трамп должен сформулировать как свои претензии, так и свои требования к тому, что НАТО должно сделать для улучшения отношений. Он найдет многих европейцев, включая кардиналов Европейского союза, готовых слушать и действовать по проблемам, которые раньше казались недосягаемыми, включая трансатлантическую оборонную торговлю, тарифы, сотрудничество НАТО-ЕС и (особенно) увеличение расходов на оборону — даже до 3 процентов валового внутреннего продукта (ВВП).
Мюнхен — лучшая площадка для Трампа, чтобы отчитать Европу, если он должен это сделать, но также и построить новое партнерство для сотрудничества с Соединенными Штатами. Европа готова серьезно обсудить этот вопрос и вложить реальные деньги и промышленное сотрудничество в то, чтобы выбраться из ямы военной неготовности и промышленной атрофии.
Учитывая его сосредоточенность на заключении сделки с президентом России Владимиром Путиным о прекращении боевых действий на Украине, Трамп может запустить контуры своего плана прекращения огня в Мюнхене. Четыре месяца спустя в Гааге он затем может использовать саммит, чтобы заручиться поддержкой союзников для переговоров... Укрепление связей с союзниками — это не благотворительность и не любезность с европейцами. Это укрепляет силу и мощь США».
– Похоже не на рекомендации, а на боевой приказ.
– Возможно, так оно и есть. А может, составители этого проекта впали в так называемый «административный экстаз» от осознания своей приближенности к высшей власти в Америке. И принялись кардинально перекраивать правила игры. Тут главное – не забывать элементарные требования техники безопасности. Как заметил польский поэт, сатирик и философ Станислав Ежи Лец, когда машинист начинает искать новые пути, поезд сходит с рельсов.