Профессор Жданов рассказал о «сногсшибательных» планах на первые 100 дней Трампа

Новому главе Белого дома дали тринадцать важных рекомендаций

Бурная деятельность нового президента США Дональда Трампа в первые же часы его правления вызвала ажиотаж у западных политологов. А его революционные идеи и обещания породили множество планов, программ, прогнозов и советов, - как все это воплотить в жизнь. О предполагаемых (или – рекомендованных?) действиях Трампа в первые месяцы его нового президентства, рассказал доктор юридических наук, заведующий кафедрой Международного права РГСУ, заслуженный юрист России, профессор Юрий Жданов.

Новому главе Белого дома дали тринадцать важных рекомендаций

тестовый баннер под заглавное изображение

– У Дональда Трампа наверняка есть опытные и влиятельные советчики (не путать со штатными советниками)?

– Как же без таких советчиков? Короля, как известно, делает свита. Впрочем, скорее всего, Дональд Трамп, в основном, сам сформировал свою свиту. Ну, может, за некоторым исключением (видимо, без пресловутого глубинного государства здесь не обошлось). Тем не менее, полагаю, советы этой свиты и мнение Трампа, в целом, совпадают. Что – важно.

– Что советуют?

– Поначалу было несколько предвыборных проектов, живописующих сногсшибательные планы Трампа «как обустроить Америку». Вернее, «как сделать Америку вновь великой». В итоге, авторы этих грандиозных проектов ужали свои планы до минимальных сроков – сначала до конца 2025 года (хоть что-то успеть реально сделать и получить первые результаты), а теперь - на ближайшие три месяца после вступления в должность. Дальше заглядывать уже не рискнули. Может, это и правильно, учитывая экстремальные идеи вернувшегося президента и его непростой, мягко говоря, характер. Противники Трампа, видимо, уже пришли к выводу, что наличие идей порой намного печальнее их полного отсутствия.

- Разработки интересные?

– Пожалуй. По крайней мере, смелые. Так, есть план CNAS под названием: «Первые 100 дней» (на самом деле проект рассчитан на 110 дней, но это - несущественно).  CNAS  - это Центр новой американской безопасности. Эксперты этого Центра опубликовали свои рекомендации 20 января, в день инаугурации Трампа. Видимо, не без согласия избранного президента. Эти рекомендации структурировал и обосновал генеральный директор CNAS Ричард Фонтейн.

– И много этих рекомендаций?

– Тринадцать. Вот они: «1. Опубликовать стратегию экономической безопасности. 2. Разработать четкую тарифную дорожную карту. 3. Продвигать и защищать преимущества Америки в области искусственного интеллекта. 4. Сделать Америку биодержавой. 5. Обеспечить технологическую конкурентоспособность Америки. 6. Ускорить лидерство Америки в области квантовых технологий. 7. Провести комплекс мер для усиления военного преимущества Америки и сдерживания Китая. 8. Сформулировать всеобъемлющую, последовательную стратегию в отношении Китая. 9. Провести саммит Quad. 10. Преодолеть кризис набора в армию. 11. Координировать межведомственную деятельность по противодействию вредоносному иностранному влиянию. 12. Созвать Великобританию, Францию и Германию (E3) для решения проблемы иранской ядерной угрозы. 13. Выступить перед НАТО на Мюнхенской конференции по безопасности.»

- Смею заметить, тут далеко не все только лишь про американскую экономику и благосостояние граждан США…

– И я о том же. Если разложить все, как говорится, по полочкам, то тут речь, в основном, про внешнюю политику. А именно – про конфронтацию с Китаем (преимущественно) и насыщение заказами американского военно-промышленного комплекса. Рядовым американцам, с их бедами и чаяниями, мало что перепадает от этого «пирога» - так, крохи в виде рабочих  мест. Да и то – не для всех. Для осуществления многих декларированных проектов явно не хватает наличных американских мозгов. Кстати, где их брать – один из миграционных вопросов.

– Тут возникает не только миграционный вопрос. Как все это, запланированное, можно провернуть, извините, за 110 дней?

– Попытка – не пытка. Может, и удастся. В советские времена планы пятилеток выполняли за три года (хотя бы – декларативно). Не исключено, что осуществление этого грандиозного плана может растянуться на весь президентский срок Трампа. Дело в другом – что подразумевают пункты этого проекта?

– Действительно, - что?

– Гендиректор CNAS Ричард Фонтейн объяснил представленный план достаточно внятно – все же, весьма умный человек. Разберем наиболее интересные аспекты пунктов этой программы.

Первый: «Опубликовать стратегию экономической безопасности».

Это своевременно - администрация Трампа в ближайшее время должна опубликовать официальную стратегию экономической безопасности, в которой будет изложено видение роли США в мировой экономике. Должны быть четко формулированы цели экономической безопасности, определен набор политических инструментов, необходимых для достижения этих целей. То есть, надежды возлагаются на административно-политический аппарат.

Второй пункт: «Разработать четкую тарифную дорожную карту». Собственно, этот пункт – логичное и более частное продолжение первого пункта. Все та же администрация должна разработать схему, с кого, сколько и за что взимать тарифы. Причем, рекомендуется одинаково безжалостно обдирать и врагов, и друзей – ничего личного. Да, есть ряд технических рекомендаций, с кого брать больше, с кого – меньше и почему, как вести себя с Китаем. Нет, не так: особенно – с Китаем! Китай надо обложить тарифами буквально за все и как можно плотнее. По сути, вся «четкость» этой тарифной карты заключается в главном: деньги брать абсолютно со всех. Договариваться, конечно, можно, но – за отдельную плату. Все это сопровождается глубокомысленными «размышлизмами», типа – как все это отразится на международных отношениях в целом (да никак, уверены авторы проекта). В итоге декларируется утешение в духе глобализма: рынок, дескать, все расставит на свои места (вот это новость!). Ну, как говорил Наполеон, бой покажет.

Третий, пятый и шестой пункты, собственно, озвучивают одну общую, больную для Америки тему, – как не потерять, а то и преумножить свое превосходство во всех мыслимых современных технологиях и производстве. Каждый из них заслуживает отдельного, очень серьезного разговора.

- Четвертый пункт – «Сделать Америку биодержавой». Это – о чем?

– Да, это – любопытно. Новой администрации Трампа рекомендуется «использовать новые биотехнологии для расширения экономического, военного и научного лидерства страны»: «Вторая администрация Трампа совпадает с ускоряющейся биореволюцией. Прорывы в биотехнологиях, такие как редактирование генов, синтетическая биология и человеко-машинные интерфейсы, быстро сходятся, чтобы создать мощные инструменты, которые могли бы повысить обороноспособность, оживить внутреннее производство, перенести критически важные цепочки поставок и повысить продовольственную, энергетическую и медицинскую безопасность». 

- А конкретнее?

– Ричард Фонтейн разъясняет: «Например, биотехнологии могли бы обеспечить внутренние возобновляемые источники реактивного топлива. Они могли бы позволить переориентировать оборонное производство на взрывчатые вещества и заменить иностранные критические химикаты и другие материалы. Биотехнологии могли бы даже самовосстанавливать аэродромы с помощью заполненного бактериями «живого бетона», который регенерируется, заполняя трещины по мере их появления, или защищать солдат броней «драконий шелк», которая и легче, и в три раза прочнее кевлара. Однако, в отличие от обычной оборонной промышленной базы, в США сегодня нет надежной биопроизводственной промышленности».

Однако, на самом деле авторы этого проекта озабочены созданием более совершенного биологического оружия, способного влиять на геном человека. Поэтому в данном пункте постоянно звучит озабоченность повсеместным сбором и сохранностью именно человеческих биоданных (очень емкое и расплывчатое понятие). На этот проект предложено выделить в общей сложности свыше пяти миллиардов долларов – для начала.

- Следующие пункты плана, как следует из названия, намечают военные схемы?

– По сути, все тринадцать пунктов этого плана – так или иначе военные. В комментарии каждого из них имеются ссылки на интересы обороны – будь то коммуникации, природные ресурсы, искусственный интеллект, квантовые разработки или другие передовые технологии. Собственно, это нормально, так поступают в каждой стране. Но в данном случае эта тенденция – чересчур утрирована. Заметьте, даже в первом пункте президентского(!) плана речь идет не об улучшении экономики, скажем, снижении инфляции, повышении уровня жизни населения. Нет – именно об экономической безопасности. Людей сразу настраивают на конфронтацию с каким-то врагом, покусившимся на эту «безопасность».

А начиная с седьмого пункта – да, исключительно военные рекомендации, без всяких там экивоков. Тут поневоле усомнишься в декларируемом миролюбии нового президента США.

- В основном, как следует из названий этих пунктов, речь идет о противодействии Китаю?

– В основном – да. Седьмой пункт - «Провести комплекс мер по усилению военного преимущества Америки и сдерживанию Китая» - тезисно расписывает, как подготовиться к войне в Индо-Тихоокеанском регионе: «Пентагону следует ускорить закупку, тестирование и развертывание недорогих автономных систем для быстрой интеграции этих возможностей в Объединенные силы в более крупных масштабах.

Американским военным нужно больше массы или мощности, чтобы победить в войне против Китая. Первые дни и недели крупномасштабной войны с Китаем потребуют огромных запасов оружия, и будет значительное истощение крупных платформ — тем более, если война станет затяжной. Хотя изысканные возможности — такие как малозаметные самолеты, ударные подводные лодки и ракеты большой дальности — остаются необходимыми для отражения китайской агрессии, Соединенные Штаты не могут позволить себе и не могут быстро построить достаточно высококлассное оружие».

В общем, практический смысл остальных пунктов все в том же – как можно больше боевых, разведывательных, коммуникационных систем, хороших и разных. А главные противники – прежние: Китай, Россия, Иран.

- Для борьбы с ними (в том числе и с нами) предлагается укреплять внешние союзы?

– Да, в девятом пункте предлагается «Провести саммит Quad», в двенадцатом - «Созвать Великобританию, Францию и Германию (E3) для решения проблемы иранской ядерной угрозы». Напомню, в Quad, помимо США, входят Австралия, Индия и Япония. По мнению Фонтейна, встреча с лидерами  «трех мощных демократий Индо-Тихоокеанского региона продемонстрировала бы приверженность новой администрации этому жизненно важному региону и партнерствам, которые сдерживают китайскую агрессию, укрепляют американскую экономику путем создания устойчивых цепочек поставок и сохраняют региональный мир и порядок».

Опять же, абсолютно прозрачны намерения американцев в отношении общения с европейской «тройкой»: «Иран как никогда близок к созданию ядерного оружия. Администрация Трампа должна гарантировать, что режим не примет решения о его создании.

Администрация должна сосредоточить свои усилия в первые 100 дней на достижении скоординированной политической позиции с Великобританией, Францией и Германией по решению проблемы ядерной программы Ирана.

Поскольку времени осталось мало, а Иран так близок к оружию, это предоставит администрации Трампа наилучшую возможность не допустить превращения Ирана в 10-ю ядерную державу мира».

- Судя по десятому пункту, в США проблемы с комплектованием собственных войск?

– Об этом красноречиво свидетельствует само название десятого пункта – «Преодолеть кризис набора в армию». Его суть сводится к проведению комплекса мероприятий, которые у нас называются военно-патриотическим воспитанием и заботой о личном составе: «Чтобы обеспечить долгосрочный набор и удержание военнослужащих, администрация должна решить вопросы качества жизни военнослужащих и их семей. Снижение склонности к военной службе среди американцев в возрасте от 18 до 25 лет многогранно, как и снижение готовности влиятельных взрослых (включая родителей, учителей, тренеров, консультантов и директоров школ) рекомендовать военную службу молодым людям в их жизни.

Президент должен: Использовать платформу, чтобы публично признать ценность военной службы, привлечь внимание к тем, кто служит с честью во всех званиях и службах, и призвать американцев к действию, чтобы они считали военную службу жизнеспособным, почетным и желаемым карьерным путем с миссией, которую невозможно найти в других секторах. Президент должен и далее поощрять лидеров на уровне штатов и на местном уровне, включая губернаторов, членов Конгресса и мэров, также брать на себя ответственность за миссию, связывая сообщества с теми из них, кто служит или служил с честью.

Сделать акцент на повышении эффективности федерального правительства путем привлечения внешних перспектив, что может привести к улучшению качества жизни военнослужащих. Например, опыт частного сектора от руководителей в сфере недвижимости и строительства может привнести свежий взгляд на проблемы неудовлетворительных жилищных условий (например, плесень в военных казармах). Аналогичным образом внешние перспективы могут принести новую эффективность и могут обеспечить кардинальные улучшения в процесс постоянной смены места службы, который военнослужащие и их семьи переживают примерно каждые два-три года.

Признать ценность военной профессиональной этики и гражданско-военных норм в будущих взаимодействиях между администрацией и теми, кто носит форму. Усилия руководства по искоренению незаконного поведения (например, сексуального насилия со стороны военных) как общепрофессиональные усилия по формированию воинов мирового класса, необходимых для ведения и победы в войнах страны».

По американской манере, излишне много пафосной словесной шелухи, но до сути добраться можно.

- О чем, по замыслу авторов плана, Трамп должен поговорить с союзниками по НАТО?

– Немного странно, что пункт «Выступить перед НАТО на Мюнхенской конференции по безопасности» - в этом плане всего тринадцатый, то есть – последний. Может, его надо было включить хотя бы в середину? Хотя, вероятно, тут намек, что «Америка – превыше всего», а уж потом – всякие там европы. И покрупней карликов видали.

Тем не менее, Ричард Фонтейн считает, что «у президента Трампа есть возможность обсудить напряженность в отношениях с НАТО на Мюнхенской конференции по безопасности.

Хотя ему следует сформулировать свои претензии, ему также следует изложить свои требования к НАТО».

- Нормальный такой заход – одновременно и претензии, и требования.

– А чего они ожидали? Европейцам в очередной раз продемонстрировали, кто в доме хозяин. Следуя этой логике, звучат рекомендации: «Для противодействия России и Китаю необходима перестройка альянса.

Учитывая высокий уровень европейских проблем, включая прогнозы о том, что в ближайшем будущем может разразиться широкомасштабная война в Европе, президенту Трампу следует воспользоваться Мюнхенской конференцией по безопасности (МКБ) в феврале 2025 года — всего за четыре месяца до того, как Трамп посетит первый саммит Организации Североатлантического договора (НАТО) в рамках своего второго срока.

Для второй администрации Трампа конфликт России и Украины и «ось потрясений» (растущий неформальный альянс между Китаем, Россией, Северной Кореей и Ираном) сделали портфель Европы/НАТО трудно игнорируемым.

Вместе с потенциально бурными торговыми отношениями США и Европы портфель Европы/НАТО может оказаться под прицелом администрации на ближайшие месяцы. Администрация также не молчала о Европе и НАТО, публикуя твиты с предупреждениями европейцам о торговых войнах и выходе США из НАТО, если счета не будут оплачены. Фактически, вторая администрация Трампа уже назначила специального представителя по Украине, и советники Трампа обсуждают возможность заключения сделки с Россией о прекращении боевых действий.

Европа готова серьезно обсудить эту тему, выйти из-под контроля и вложить реальные деньги и промышленное сотрудничество в то, чтобы выбраться из ямы военной неподготовленности и промышленной атрофии.

Трамп должен сформулировать как свои претензии, так и свои требования к тому, что НАТО должно сделать для улучшения отношений. Он найдет многих европейцев, включая кардиналов Европейского союза, готовых слушать и действовать по проблемам, которые раньше казались недосягаемыми, включая трансатлантическую оборонную торговлю, тарифы, сотрудничество НАТО-ЕС и (особенно) увеличение расходов на оборону — даже до 3 процентов валового внутреннего продукта (ВВП).

Мюнхен — лучшая площадка для Трампа, чтобы отчитать Европу, если он должен это сделать, но также и построить новое партнерство для сотрудничества с Соединенными Штатами. Европа готова серьезно обсудить этот вопрос и вложить реальные деньги и промышленное сотрудничество в то, чтобы выбраться из ямы военной неготовности и промышленной атрофии.

Учитывая его сосредоточенность на заключении сделки с президентом России Владимиром Путиным о прекращении боевых действий на Украине, Трамп может запустить контуры своего плана прекращения огня в Мюнхене. Четыре месяца спустя в Гааге он затем может использовать саммит, чтобы заручиться поддержкой союзников для переговоров... Укрепление связей с союзниками — это не благотворительность и не любезность с европейцами. Это укрепляет силу и мощь США».

– Похоже не на рекомендации, а на боевой приказ.

– Возможно, так оно и есть. А может, составители этого проекта впали в так называемый «административный экстаз» от осознания своей приближенности к высшей власти в Америке. И принялись кардинально перекраивать правила игры. Тут главное – не забывать элементарные требования техники безопасности. Как заметил польский поэт, сатирик и философ Станислав Ежи Лец, когда машинист начинает искать новые пути, поезд сходит с рельсов.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

...
Сегодня
...
...
...
...
Ощущается как ...

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру