Президентские выборы в соседней стране подвергнут абхазо-российскую дружбу серьезным испытаниям

15 февраля в Абхазии пройдут внеочередные выборы президента

15 февраля в Абхазии пройдут внеочередные выборы президента. Они могут стать самым серьезным испытанием для российско-абхазских отношений после 2004 года, когда Москве не удалось продавить на пост главы республики «своего» кандидата. После тех драматических событий Россия придерживалась принципа невмешательства во внутриполитические процессы частично признанного государства, однако, похоже, подход изменился. Приведут ли эти перемены к успеху — увидим в ближайшее время.

15 февраля в Абхазии пройдут внеочередные выборы президента
Фото: Maksim Konstantinov/Global Look Press

Напомним, что необходимость в проведении досрочных президентских выборов возникла после скоропостижного ухода в отставку предыдущего лидера республики. Аслан Бжания 19 ноября прошлого года был вынужден покинуть пост президента на фоне массовых протестов, в результате которых оппозиция при поддержке широких народных масс захватила комплекс правительственных зданий в центре Сухума. Поводом стала запланированная ратификация инвестиционного соглашения с РФ, которое было подписано в октябре 2024 года представителями российской и абхазской исполнительной власти. Соглашение предполагало, что российским инвесторам, вкладывающим в республику от 2 млрд рублей, Абхазия предоставит в пользование земельные участки и многочисленные льготы. Оппозиция утверждала, что это позволит иностранцам завладеть лучшей землей республики (сегодня приобретать недвижимость в Абхазии имеют право только ее граждане) и приведет к нарушению межэтнического баланса. После отставки президента в начале декабря парламент Абхазии проголосовал против ратификации данного соглашения.

Согласно ноябрьским договоренностям между властью и лидерами протеста, после ухода Аслана Бжания и.о. президента стал вице-президент Бадра Гунба. Место бывшего премьер-министра Александра Анкваба временно занял ставленник оппозиции Валерий Бганба. Потом Гунба решил участвовать в президентских выборах и на время избирательной кампании ушел в отпуск. Валерий Бганба сейчас временно исполняет обязанности президента.

На пост главы Абхазии претендуют пять кандидатов, однако лидерами «забега» являются бывший вице-президент Бадра Гунба и один из организаторов «ноябрьской революции» Адгур Ардзинба (двое других к настоящему времени уже лишились не только президентских амбиций, но и российского гражданства). С ними в схватку вступят также бывший председатель Контрольной палаты Абхазии Роберт Аршба, выпускник МГУ и Дипломатической академии МИД РФ, экс-глава торгового представительства Абхазии в РФ Олег Барциц, а также председатель правления Черноморского банка развития Адгур Хурхумал. Не будем гадать, кто здесь «спойлер», но таковой наверняка имеется: это человек, чья задача — оттянуть на себя голоса в первом туре, чтобы торжественно вручить их «кому надо» во втором.

Бадра Гунба — это ставленник и политический наследник группировки Бжания-Анкваб, якобы ушедшей, но на самом деле никуда не девшейся. Он прямой назначенец Анкваба. В 2011 году, в 29 лет, он именно от Александра Золотинсковича, в то время президента, получил пост министра культуры Абхазии. После избрания нового президента Рауля Хаджимба Гунба был отправлен в отставку. На президентских выборах 2020 года он был избран вице-президентом в паре с Асланом Бжания. Тогда же Анкваб вернулся во власть в качестве премьера.

Во время демократических выборов кандидаты по закону не должны использовать административный ресурс. Гунба вроде бы и не использует, он в отпуске. Зато он на полную катушку использует административный ресурс одного соседнего государства. Или этот административный ресурс его использует, тут трудно понять. Москва и не скрывает, кого она хочет видеть президентом Абхазии. Гунба вроде бы всего лишь кандидат в президенты, однако именно с ним, а не с представителями действующей власти республики, проводят встречи в Москве российские чиновники. И после этих встреч на Абхазию проливается буквально золотой дождь. Так, 6 февраля после встречи Гунба с министром финансов РФ Антоном Силуановым Россия направила Абхазии 344 млн рублей (осенью 2024 года РФ приостановила финансирование бюджета Абхазии). Были достигнуты договоренности о поставках электроэнергии из РФ. 7 февраля в восстановленном аэропорту Сухума приземлился первый с сентября 1993 года самолет с Бадрой Гунба на борту.

И тут как гром среди ясного неба: РФ согласна с Абхазией, что инвестиционное соглашение, из-за которого, собственно, и разгорелся сыр-бор, не будет реализовано в прежнем виде. Об этом сообщил вице-премьер РФ Александр Новак в ходе встречи с кандидатом Гунба. Российский чиновник пообещал документ пересмотреть с учетом интересов «всех сторон, в том числе населения и абхазского бизнеса». Вот что значит — Гунба в Москву приехал. Однако новость звучит немного двусмысленно. Выходит, в своей первоначальной редакции соглашение не учитывало интересы Абхазии? Тогда почему прежнее руководство республики, в котором Бадра Гунба занимал, на минуточку, должность вице-президента, так на нем настаивало? А оппозиция, получается, была права, когда сорвала его ратификацию?

В 2004 году Москва столь же откровенно демонстрировала свою поддержку одному из кандидатов в президенты — Раулю Хаджимба. В республике высадились десанты заезжих политтехнологов, которые до того видели Абхазию только на картинках. Венцом их творчества стал концерт, приуроченный к главному абхазскому празднику — Дню победы и независимости Абхазии 30 сентября. Из России приехали звезды эстрады первой величины и депутаты, все агитировали за Хаджимба, а ныне покойный Владимир Жириновский даже пригрозил, что если абхазы сделают «неправильный» выбор, то РФ может и границу закрыть. Типа пошутил. Но абхазы шутку не поняли. Штаб Хаджимба тогда клялся и божился, что не имеет никакого отношения к этому безобразию. Но избиратели решили иначе. Здесь сработал «эффект бумеранга». Неправильно запущенный бумеранг может убить самого охотника. Неграмотная пиар-компания может «убить» политика. Известно много случаев, когда выборы выигрывали как раз те кандидаты, которые подвергались наибольшей травле в СМИ. Хаджимба в 2004 году «утопили» профнепригодные российские пиарщики, не понимающие абхазской специфики. Его оппонентов тогда шельмовали как «прогрузинских» политиков. Потом самого Хаджимба шельмовали как «абхазского националиста». Теперь оппонентов Гунба шельмуют как агентов турецкого влияния. Двоих даже лишили российского гражданства — случай беспрецедентный! — Кана Кварчия и Левана Микаа (героя Абхазии, между прочим).

В 2004 году проблема была не в том, что абхазы выбрали Багапша. А в том, что Москва явно обозначила Хаджимба своим кандидатом. Поэтому голосование против него было воспринято как антироссийский демарш. Удар по имиджу, все такое. Но удар по имиджу нанесли не абхазские избиратели, а те, кто уговорил российских политиков выступить на стороне одного кандидата. Хочется спросить: что произойдет, если Абхазия не выберет Бадру Гунба президентом? РФ отберет свою финансовую помощь, отключит электричество, перекроет границу? Может быть, разорвет соглашения с Абхазией и выведет свои военные базы? Я думаю, что не произойдет ничего. Москва будет спокойно работать с Адгуром Ардзинба, как ранее с Багапшем.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру